Нажия Азисова
Тематический тренинг для родителей «Семья-это»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический тренинг для родителей «Семья-это…»
Цель:
Установление позитивного взаимодействия, осознания ролевых функций-членов семьи, мотивация родителей на социально значимые семейные ценности.
Задачи:
-Определить понятие семьи,ее функции,нравственные основы;
-Определить сложившиеся отношения между членами семьи;
-Формулировать традиции и нравственные основы семьи;
-Моделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи;
Материал: мяч, бумажные сердечки, листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, музыкальные записи.
Темочки:
Ход.
Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы поговорим о ваших семьях, значении родителей в жизни детей. Наш тренинг мне хотелось бы начать с приветствия.
1. Упражнение «Ток».
Берёмся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки- это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия. А теперь,передавая мяч друг другу, расскажите о своей семье.
2. упражнение «Рассуждение».
Кто может сказать,что такое семья? Правильно,вы все молодцы! Семья -прежде всего самые близкие и родные люди.
Семья-это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Брак-это исторически обусловленная,санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу,к детям и обществу.
Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи,её назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции,с другой стороны, с составляющими её индивидами- индивидуальные отношения). Семья-это сосредоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно- потребительских,эмоционально-нравственных, эстетических, психологических,которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом,повторяющемся плане».
Важнейшая функция семьи является репродуктивная.
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи :общественную –биологическое воспроизводство населения,и индивидуальную- удовлетворение потребности в детях. В её основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей,побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьёй зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают,что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребёнка.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки,подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того,как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения людей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений,а через это, причастность к истории своего рода,и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей,никакой иной институт не может заменить семью,именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи,формируются и человеческие форма поведения :мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества,стремления,идеалы. Дети воспитываются не только родителям как таковыми,а ещё и той семейной жизнью,которая складывается.
Семья-это первый коллектив,в котором у маленького ребёнка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи,ей духовных ценностях и следовательно, её потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции- это основное средство трансляции социально-культурных ценностей,норм семьи, установления её связей с объектами, которые включены в серу жизнедеятельности.
Традиция в переводе с латинского означает «передача».Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому,что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды,вкусы,идеи,обычаи).
3. Упражнение «СЕМЬ Я».
Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой- хорошие отношения,волнистой линией –эмоционально –неуравновешенные,пунктиром -слабые,жирной линией -авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи. Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между её членами.
4. Упражнение «В детстве я мечтала…»
Участники бросают мяч друг другу со словами : «В детстве я мечтала…»
Это упражнение способствует погружению родителей в детское эго-состояние.
5. Упражнение «Герб семьи».
С давних пор люди составляют гербы из разных символов,в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение :имя,символ,личная сила,сильная черта характера,внешняя сила (что или кто поддерживает извне, «подвиг» (ситуация,в которых члены семьи были «на высоте» ,мечта.) Нарисуйте герб своей семьи. в рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.
6. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Все встают и сжимают пальцы ведущей руки в кулак. Вместе с педагогом повторяют текст и выполняют движения:
Этот пальчик-дедушка (разгибают большие пальцы);
Этот пальчик- бабушка (разгибают указательные пальцы);
Этот пальчик-папа (разгибают средние пальцы);
Этот пальчик-мама (разгибают безымянные пальцы);
Ну а этот пальчик- я (разгибают мизинцы);
Вот и вся моя семья (сгибают и разгибают одновременно все пальцы)
7. Упражнение «Традиции нашей семьи».
Запишите традиции семьи,в которой вы выросли,и те,которые бы хотели иметь в своей семье.
После выполнения упражнения родители обмениваются мнениями по поводу традиций своих семей.
8. Упражнение «Нравственные основы семьи».
Педагог называет нравственные принципы,по которому живёт семья: «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного».Какой бы нравственный принцип мы ни взяли,становится ясным,что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов,а в деятельности,в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.
Наша встреча подошла к концу. Давайте мы все сядем в один большой круг, и каждый расскажет,в какую игру ему сегодня больше всего понравилось играть и почему,что лучше всего удалось сегодня,что особенно порадовало.