Татьяна Княжевская
Тематический тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь разобраться в сложных педагогических ситуациях, найти верный путь решения той или иной проблемы.
Нужны ли запреты? Чем опасна вседозволенность?Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка? Воспитателям необходимо разбираться в сложных педагогических ситуациях, находить верный путь решения той или иной проблемы.
Публикация «Тематический тренинг для воспитателей „Наказывая, подумай зачем?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача - задача взрослых людей, окружающих, - помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных "нельзя" и "можно"! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться. Поэтому педагогам можно предложить пройти групповой тест "Можно и нельзя".
Что происходит, когда нельзя все?
Тогда ребенок рано или поздно узнает, что тот или иной запрет был неверным. Он начинает думать, что его мама не слишком-то знает, что ему нужно, или не слишком справедлива к нему. У ребенка возникает непреодолимое и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей. а иногда делает все наоборот.
Что же происходит. когда все можно?
Тогда ребенок думает, что мама его не предостерегает, все разрешает, а вокруг столько опасного, неприятного! Он еще очень мал и чувствует себя в опасности, ведь рядом нет кого-то большого и надежного, а мама, наверное, и сама еще многого не знает и во многом не уверена. У ребенка возникает повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения, во всем сомневается.
Итак, как наказывать ребенка, не унижая его?
Взрослый всегда должен помнить следующее:
- всегда соблюдайте четкую позицию: "Я взрослый";
- учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;
- общайтесь с ребенком "глаза в глаза", на уровне роста ребенка, уверенным голосом;
- в особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.
Наказание лучше действует, когда:
- оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
- после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
- наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
- у ребенка теплые, любящие отношения с человеком,применяющим наказание.
Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: "Давай подумаем :как это исправить?"