Наталья Кузнецова
Тренинг для педагогов и родителей «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
"Мы вместе"
Задачи:
-познакомить родителей и педагогов друг с другом;
-создать благоприятную атмосферу в группе, установить доброжелательные отношения и сплотить участников;
-найти ответы на вопросы: какие общие задачи воспитания стоят перед родителями и педагогами? какие должны быть отношения между родителями и педагогами?
Участники: родители (законные представители) и педагоги ДОО.
Ход мероприятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Приветствие. Разминка
Публикация «Тренинг для педагогов и родителей „Мы вместе“» размещена в разделах
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Сегодня мы обсудим, какие общие задачи воспитания стоят перед родителями и педагогами, и какими должны быть отношения между ними.
А сейчас предлагаю для начала познакомиться.
Упражнение «Давайте познакомимся»
Оборудование: массажный мяч.
Участники встают в круг. Задача — передавая по кругу массажный мяч, представиться: назвать свое имя и отчество, род занятия.
Упражнение «Поздороваемся локтями»
Цель: настроить участников на совместную работу.
Музыкальное сопровождение: задорная музыка.
Попросите участников рассчитаться на 1, 2, 3, 4. Участники под № 1 ставят руки к плечам; под № 2 — руки на пояс; под № 3 — правую руку на пояс, левую руку на плечо; под № 4 — складывают руки крест-накрест.
Задания:
1) под музыку познакомиться, коснувшись локтями, друг друга;
2) поприветствовать друг друга внутри подгруппы;
3) создать, продемонстрировать и прокомментировать скульптурную композицию «Семья и детский сад»;
4) придумать девиз к скульптурной композиции.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2. Упражнение «Коробка»
Оборудование: две большие коробки.
Пригласите трех участников (по желанию). Поставьте коробки на пол. Один участник ставит ногу в обе коробки (правую — в одну коробку, левую — во вторую). Два других участника встают по бокам от него и ставят одну ногу в коробку. Предложите участникам двигаться в таком положении.
Вопросы для обсуждения:
-Удобно ли было двигаться?
-Кому из участников наиболее сложно было перемещаться?
-В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее — когда участники помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?
Вывод. В положении человека, который стоит в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается ДОО со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями. С другой — родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям детского сада и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.
3. Упражнение «Наши общие задачи»
Материалы: стикеры, лист бумаги с крупной надписью «Наши общие задачи», карандаши; магнитные доски (3 штуки, магниты.
Работа в группах — родители и педагоги. Задача — ответить на вопрос «На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и в детском саду?».
Каждая группа подходит к своей магнитной доске, на которой размещены варианты ответов на данный вопрос. Около каждого варианта закрепите по одному стикеру. Каждый участник должен выбрать пять вариантов, совпадающих с его точкой зрения, и сделать отметку на стикере. Время — 10 минут.
По окончании задания участники подсчитывают количество ответов по каждому предложенному варианту и ранжируют ответы.
В это время разместите на магнитной доске заголовок «Наши общие задачи». Одна из групп представляет список. Участники последовательно зачитывают выбранные варианты ответов. В том случае если ответ совпадает с ответом второй группы, то этот вариант приклейте под заголовком.
После составления списка общих задач обсудите одиночные варианты — если группа придет к выводу, что этот вариант тоже входит в общие задачи, добавьте его к списку.
Вывод. Теперь мы знаем наши общие задачи.
4. Упражнение «Одной рукой и узла не завяжешь»
Материалы: листы разноцветной бумаги прямоугольной формы, ножницы, магнитная доска, магниты; лист ватмана с крупной надписью «Сотрудничество».
Перед упражнением разверните лист ватмана.
Педагог-психолог: Народная мудрость гласит: «Одной рукой и узла не завяжешь». Сотрудничество означает «совместный труд». Чтобы почувствовать это, предлагаю выполнить задание. Разбейтесь на пары. Один человек — правая рука, другой — левая. Задача пары — вырезать из бумаги осенний лист.
Примечание. Оцените правильность и быстроту работы, насколько команда слаженно работала. Осенние листы закрепите на магнитную доску.
Вывод. Легче взаимодействовать с тем, кто готов сотрудничать.
5. Игра «Паровозик»
Музыкальное сопровождение: динамичная музыка.
Попросите участников объединиться по четыре человека и выстроиться паровозиком — взять за локти впереди стоящего. Участники 1–3 — «вагоны». Четвертый участник — «паровоз», он управляет вагонами. У «вагонов» закрыты глаза. Движение происходит с разной скоростью — с ускорением, замедлением. В ходе игры каждый участник должен побывать в разных позициях.
Вопросы для обсуждения:
-Какая позиция была самой удобной?
-Легко ли было, когда вами руководили?
-Легко ли было самому руководить?
-Смогли вы абсолютно довериться ведущему?
Вывод. У каждого человека есть своя комфортная позиция — вести за собой или быть ведомым. Но! Взаимодействуя с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда — это единственно возможная позиция.
6. Упражнение «Символ сотрудничества семьи и ДОО»
Материалы: большой бумажный круг, разрезанный на 5 частей.
Попросите участников рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5 и образовать пять групп.
Количество групп может быть любое. Но от количества групп зависит количество сегментов в круге.
Предложите каждой группе обсудить, а затем изобразить то, что может быть символом или символами сотрудничества семьи и детского сада. Участники получают 1/5 часть круга. После презентации каждой группой своих символов все части собираются, склеиваются в один круг сотрудничества. После завершения тренинг - игры повесьте «символ сотрудничества семьи и ДОО» в приемной.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
7. Упражнение «Добрые пожелания»
Попросите участников встать в круг. Предложите каждому произнести добрые пожелания участникам тренинг - игры.
8. Ритуал прощания «Мы вместе!»
Участники остаются в круге. Попросите протянуть правую руку для общего рукопожатия и хором сказать «Мы вместе!». Затем со словами «Мы рады друг другу!» улыбнуться соседям слева и справа.
9. Экспресс-диагностика в метафоре «Дерево поздней осенью»
Цель: получить обратную связь.
Материалы: лист ватмана с нарисованным на нем стволом дерева с ветками, листья дерева из бумаги разных цветов на двустороннем скотче; памятки; смайлики с различными пожеланиями на каждого участника.
Педагог-психолог: Поздняя осень. Деревья скидывают свой золотой наряд. Вам понравился тренинг-игра? Предложенная информация нашла положительный отклик? Вы видите перспективу данного опыта?
Если ваш ответ «да» — приклейте ваш листик к любой ветке.
Если «нет» — приклейте листочек к подножию дерева.
Если ответ «не знаю» — приклейте листик в полете от ветки к земле.
После того как участники выполнят задание экспресс - диагностики, вручите им памятки «Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОО» и смайлики с различными пожеланиями.