Наталья Кузнецова
Психологический тренинг для родителей «Семья — мир, в котором нам уютно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.
Педагог-психолог: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о том, как строить общение с ребенком, т. к. в процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. На нашем занятии мы рассмотрим, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие - наоборот, может заставят задуматься об изменении своего отношения к детям.
Ход тренинга
1. Приветствие «Передай пакет»
Публикация «Психологический тренинг для родителей „Семья — мир, в котором нам уютно“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Педагог-психолог: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Предлагаю вам бумажный пакет, на каждом из пакетов, сложенных друг в друга, написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет снимает верхний слой и читает, и выполняет задание. Игра будет продолжать пока все слои пакетов не закончатся.
Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?
2. Игровое упражнение «Как тебе лучше?»
Психолог: приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»
Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: выполняя упражнение, каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.
Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.
3. Упражнение «Модели воспитания»
Педагог-психолог: В каждой семье свой своеобразный стиль общения, модель воспитания.
Модели воспитания - это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В некоторых случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях реализуете другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.
Родителям предлагается подобрать к каждой модели воспитания основные характеристики и результаты реализации такой модели в семье.
Психолог после анализа каждой модели воспитания предлагает ответить на вопрос.
-На ваш взгляд, какая модель воспитания наиболее благоприятна для ребенка.
Обсуждение родителей.
4. Упражнение «Жизнь без частицы НЕ»
Педагог-психолог: давайте задумаемся, как действует на психику ребенка, постоянное повторение частицы «не».
Пригласите одного из участников по желанию сыграть роль ребенка. Остальным раздайте стикеры. Каждый подходит к «ребенку» и наклеивает на его одежду стикер и говорит фразу с частичкой «не», например: не спорь, не крутись. Делать это нужно без улыбки, без остановок. Попросите участника, который играл роль ребенка, рассказать о своих чувствах и ощущениях. Обсудите упражнение с группой и сделайте вывод.
Педагог-психолог: Заменяйте слова частицей «не» на слова действия. Например, говорите «стой» вместо «не беги», «помолчи» вместо «не болтай».
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
5. Упражнение «Измени фразу»
Участникам раздаются карточки с предложениями, которые нужно перефразировать, но уже без частицы "не"
Не ходи туда
Не упади
Не плачь
Не бегай
Не трогай стены
Не бери камень
Не дерись
Не прыгай
Не кричи
Обсуждение родителей.
6. Упражнение “Мои качества и качества моего ребенка”
Педагог-психолог: Вам нужно будет написать свои положительные качества, то, что вы в себе любите, цените и это достижение. Далее во втором столбце напишите те качества, которые вы не любите, не цените и хотели бы от них избавиться.
И вторым пунктом будут:
- Хорошие качества вашего ребенка, самое ценное качество, которые вы на сегодняшний момент цените в своем ребенке.
- Плохие качества, которые вам не нравятся, с которыми вы миритесь или не миритесь, вы хотите, чтобы ребенок от них избавился.
Давайте теперь попробуем работать следующим образом:
- напротив качеств ребенка напишите причину их появления (мама, папа или другое).
Итог. Есть такие качества в человеке, которые мы называем вредными привычками. Эти привычки дети копируют у родителей (не любит читать, не любит слушать, когда ему читают, разбрасывает вещи, грубят взрослым, дерутся, обзываются и т. д.). И нам, родителям, нужно в первую очередь, пересмотреть свои привычки и свое отношение к ребенку и быть образцом всего хорошего для своего ребенка.
6. Упражнение “Лучики”
Педагог-психолог: Я раздаю вам лучики. На них напишите одно качество, которое вы бы хотели видеть в своем ребенке. Посмотрите на наше “Солнышко”. Солнышко – это наш ребенок. А чего не хватает нашему солнышку? Давайте прикрепим к солнышку лучики и посмотрим каким стал наш ребенок. Мы хотим, чтобы наш ребенок был … (перечисляет качества с солнышка). Что нам нужно сделать для этого?
Рекомендации для родителей
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание. ,».
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что.».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Рефлексия
Психолог. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично - ставьте стикеры на тропе между домом и холмом. Упражнение
«Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!