Екатерина Елисеенкова
Детско-родительский тематический проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Паспорт проекта
Актуальность
Цель проекта
Задачи проекта
Формы организации проекта
Этапы реализации проекта
Ожидаемый результат проекта
Проблема
Комплексно – тематическое планирование
Итоговый продукт
Используемая литература
Приложение
Паспорт проекта
Участники проекта :
-воспитанники группы № 4 «Топтыжки», дети 4-5 лет
-педагоги
-родители
Публикация «Детско-родительский тематический проект „Моя семья“» размещена в разделах
Сроки проведения: 2 недели (среднесрочный)
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к семье, уважительного отношения к своим родителям.
Каждому человеку интересно узнать, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. В проекте представлена совместная работа воспитателей, детей и родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Цель проекта : Воспитание любви и уважения к своим родным, воспитание у детей чувства долга перед семьей.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям,
3. Расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
Формы организации проекта
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
5. Выставка детских рисунков «Моя семья».
6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Дочки-матери».
7. Памятка для бабушек по воспитанию внуков «Мои любимые бабушка и дедушка»
8. Консультация для родителей «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
- Беседы с детьми об их семьях
- Анкетирование родителей по теме
- Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
- Определение цели и задач
- Чтение художественных произведений по данной теме
- Рассматривание картинок, открыток, постеров
- Настольно-печатные игры
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»
II этап – основной (практический)
- Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
- Выставка «Генеалогическое древо семьи»
- Выставка детских рисунков «Моя семья»
- Консультации для родителей «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
- Создание памятки для бабушек по воспитанию внуков «Мои любимые бабушка и дедушка»
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап-заключительный
- Размышление с детьми о значении семьи в нашей жизни
- Обработка результатов по реализации проекта
Ожидаемые результаты
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний о своей семье, о семейных традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.
Воспитатели: получение более подробной информации о семьях воспитанников.
Проблема
Мало кто из детей знает историю семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Что мы знаем? - Знаем свои имена и фамилии
- Знаем, как зовут маму и папу
- Знаем имена бабушек и дедушек, с которыми часто видимся
Что мы хотим узнать? - Свое полное имя и отчество
- Полное имя и отчество родителей
- Имена родственников, которых редко видим
- Профессии родителей и близких родственников
- Как выглядят наши прабабушки и прадедушки
- Традиции своей семьи
- Как появилась наша фамилия
Как можем узнать? - Спросить у родителей
- Спросить у бабушек и дедушек
- Посмотреть в семейном альбоме
Комплексно-тематическое планирование
Первая неделя
Понедельник.
Опрос детей: развитие речи «Что я знаю о семье»
Чтение худ. литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Вторник.
Беседа: развитие речи «Как меня называют ласково»
Дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать»
Среда.
Чтение худ. литературы «Синяя чашка» М. Матвеева
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Четверг.
Рисование «Портреты членов семьи»
Пятница.
Беседа: развитие речи «Выходной день с семьей»
Вторая неделя
Понедельник.
Рассматривание фотографий детей, родных и близких «Как выглядят мои родственники»
Вторник.
Прослушивание песен о семье «Родительский дом», "Мама для мамонтенка"
Чтение худ. литературы «Сказка об умном мышонке»
Среда.
Аппликация «Моя рука - моя семья»
Дидактическая игра «Семья»
Четверг.
Беседа: развитие речи «Как я помогаю маме»
Театрализация «Дедка и репка»
Пятница.
Презентация – итоговый продукт «Генеалогическое древо»
Используемая литература
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка бабушкам с рекомендациями по воспитанию внуков.
• слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
• помогайте всем, чем только можно.
• интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
• выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
• помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
• обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
• умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей
«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»
Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.
Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.
Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.
Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!
Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.
В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.
Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.
Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.
Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.
В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.
Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.
Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.
Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!
Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.
Родители, желаем Вам успехов!