Татьяна Харитонова
Тематические прогулки с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тематические прогулки с детьми раннего возраста
В связи с новыми федеральными государственными стандартами,
которые предлагают интеграцию различных образовательных областей в ходе развития детей, проблема организации и проведения тематических прогулок с дошкольниками сейчас своевременна и актуальна. Как показывает практика, прогулки с детьми проводятся однообразно, игровой материал зачастую однообразен, используется в основном традиционная форма организации прогулок.
Публикация «Тематические прогулки с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Для ребенка раннего возраста образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности, поэтому планирование образовательного процесса и прогулок по тематическому принципу, позволит организовать непрерывность образовательного процесса. В этом случае, тематическая прогулка будет закономерным продолжением изучения какой-либо определенной темы.
Прогулки проводятся регулярно, ежедневно, согласно САН пина, режима дня. Прогулка станет эффективной частью педагогического процесса, если дети получат возможность свободно передвигаться по всему участку в любое время года. Вместе наблюдать за сезонными явлениями природы: погодой, состоянием растительного мира и его изменениями,самостоятельно действовать с игровым и природным материалом, познавая многообразие форм, красок, запахов и звуков. Задача воспитателя- научить детей видеть существенное в предметах и явлениях окружающего мира, активно действовать с предметами, обогащая свой жизненный опыт и в тоже время ценить, охранять окружающий мир.
Наглядно-действенное мышление, характерное для детей раннего возраста, позволяет им усвоить новые знания и умения лишь при условии правильного сочетания умственных и практических действий под руководством взрослого. В структуру прогулок должны входить :
-наблюдение;
-дидактическое задание (игры);
-трудовые действия;
-подвижная игра;
-индивидуальная работа.
Все структурные компоненты прогулки следует организовывать с подгруппами детей, на фоне самостоятельной деятельности остальных малышей.
Обычно на прогулке организовывается один вид наблюдения:
-наблюдение за неживой природой;
-наблюдение за живой природой;
-наблюдение за дом. животными и птицами;
-наблюдение за трудом взрослых;
-наблюдение за жизнью улицы.
В ходе каждого наблюдения решаются образовательные и воспитательные задачи: обогащение детей знаниями об окружающем, развитие памяти, мышления, наблюдательности, внимания, речи, воспитание нравственных качеств, формирование любви к родной природе, бережного отношения к ней, чувства прекрасного. Внимание детей раннего возраста крайне не устойчиво. Кроме того на улице много отвлекающих факторов, поэтому к наблюдению нужно привлекать небольшую группу малышей (до 1года 6 месяцев 3-4 человека, от 1 года 6 месяцев до 2 лет 5-8 человек, к 3 годам до 10 человек). Наблюдение длиться от года до 2 лет 5-7 минут; к 3годам 10 минут.
Для детей младше трех лет характерно чувственное познание действительности и наглядно-действенное мышление, поэтому кратковременность наблюдений не исключает его действенного характера. Например первое знакомство с объектом строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог подойти ближе к нему. При знакомстве с растительным миром внимание детей обращаем на самое яркое, впечатляющее (цвет, форма).
Можно предложить бережно прикоснуться к цветку, понюхать его, попробовать овощи и фрукты. Включение системы анализаторов в процесс познания способствует обогащению личного опыта каждого малыша.
Некоторую трудность для детей второго года жизни представляют наблюдения за сезонными явлениями. Подготовительную работу нужно начинать во время сборов на прогулку. Обращаем внимание детей во что они одеты, почему на них сапоги, куртки, перчатки. При выходе на участок обращаем внимание, что одежда детей и взрослых подобрана по погодным условиям.
При сборах на прогулку детей третьего года жизни, подготавливаем их восприятие к освоению такого сложного понятия, как время года: «Что мы надели»? Почему? Потому что на улице холодно, идет дождь, пришла осень.»
Рекомендуется не навязывать детям объект для наблюдений, нужно дать им возможность оглядеться, самим увидеть необычное и только потом организовать наблюдение.
Для закрепления знаний, полученных в ходе наблюдений, следует предлагать дидактические задания с использованием природного материала, можно попросить выполнить простое поручение (собрать листочки, палочки, игровое упражнение («Раз, два, три-к дереву беги!», определить цвет предмета (собрать осенние листья красного цвета). Следует подчеркнуть, что выполнение того или иного действия не должно быть самоцелью. Для детей большое значение имеет уверенность в том, что их усилия не пропадут даром. Конечный результат должен быть понятен и интересен малышам. Так из собранных детьми листьев воспитатель может составить узор или букет.
Непосредственные действия с доступным и интересным природным материалом, совместные со взрослым исследовательские действия способствуют конкретизации представлений о свойствах и качествах предметов (снег холодный, мягкий и др.).
Детям нравится экспериментировать с песком, водой. Взрослый предлагает понаблюдать, что в воде поплывет, а что утонет? Что можно сделать из сухого песка, и влажного?
Детям третьего года жизни предлагают трудовые поручения.
В силу свойственной активности дети не могут оставаться в стороне от интересующих их дел и с удовольствием включаются в совместную деятельность: помогают собирать листья, сметать снег со скамейки.
Первые элементарные трудовые поручения детей третьего года жизни имеют огромное образовательные и воспитательные задачи. Активные действия с природным материалом обогащают их чувственный опыт Дети приносят песок (влажный или сухой, ощущая его весовые различия.
Дети второго года жизни могут выполнить несложные поручения, состоящие из двух этапов: собрать листья и отнести их на веранду.
Мотивация действий должна быть разнообразной. Это поддерживает их активность и интерес к деятельности.
В работе с детьми на прогулке в теплое время года широко используется песок и вода для экспериментирования, проведения дидактических игр, в самостоятельной деятельности. С этой целью подбирается разнообразный игровой материал (мелкие и крупные сита,пластмассовые бутылочки, воронки, деревянные и металлические шарики, сачки или ложки шумовки) и природный материал (камешки, листики, ракушки, шишки).
В зимнее время на прогулке с привлечением родителей можно соорудить крупные снежные постройки, что активизирует двигательную активность.
Помимо наблюдений, дидактических игр и трудовых поручений, во время прогулки следует организовывать подвижные игры. Игру можно предложить при выходе на прогулку, если на улице холодно и слякотно. Это сразу повысит настроение малышей. Можно организовать подвижную игру в конце прогулки, когда дети полностью удовлетворили познавательную потребность, когда снизился интерес к игрушкам и предметам ближайшего окружения. Воспитатель является одновременно и организатором и участником игры. Поддерживая радостный настрой играющих, он должен держать в поле зрения каждого ребенка: одного побуждать к более энергичным движениям, другого ограничивать, снимая лишнее возбуждение, следить за тем, чтобы дети вовремя заканчивали игру, двигались в одном направлении, не мешали товарищам. Для развертывания подвижных игр требуется различные атрибуты (Флажки, ленточки, шапочки с эмблемами животных и птиц, а также природный материал.
Содержание игр следует постепенно обогащать. Понятный сюжет, интересные упражнения, использования эмблем, создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение.
Огромное значение в ходе работы с детьми имеет поведение взрослого. Его неподдельный интерес к происходящему, доброжелательное отношение к детям, эмоционально окрашенная речь, песни, стихи, потешки оказывают положительное воздействие на малышей, никого не оставляют равнодушным. Вовремя услышанная потешка, песня или поговорка обостряют восприятие детей раннего возраста.
В современной методической литературе практически нет материалов по проведению прогулки с детьми раннего возраста. Поэтому основным результатом моей педагогической деятельности стала разработка перспективного планирования тематических прогулок и карточек прогулок.