Анна Жилинская
Тематическая неделя «Зимушка-зима» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое планирование на неделю
для детей 6-7 лет с нарушениями речи
Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания.
Тематические недели дают возможность всесторонне развивать каждого ребенка, умение действовать самостоятельно, творчески мыслить.
Тема : «Зима».
Публикация «Тематическая неделя „Зимушка-зима“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Возрастная группа : подготовительная.
Цель: создание условий для развития лексико-грамматических средств языка и связной речи через представление о зиме, через различные виды детской деятельности.
Задачи.
• Закрепить понятие год как отрезок времени (Новый год – начало года. Январь – начало года, но середина зимы).
• Продолжать развивать наблюдательность детей, умение видеть сезонные изменения в природе.
• Совершенствовать сенсорные способности детей (слух, осязание, умение рассказать о своих ощущениях.
• Активизировать в речи детей:
- названия зимних месяцев;
- сложные слова (снегопад, снегоход и т. д.);
- уменьшительные формы существительных с различными суффиксами (зимушка, снежок и т. д.).
• Продолжать упражнять детей в подборе родственных слов, активном употреблении их в речи.
• Развивать языковое чутьё. Продолжать учить детей понимать и объяснять:
- значения многозначных слов;
- переносное значение слов и выражений.
• Продолжать упражнять в умении составлять предложения по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу.
• Продолжать учить детей выразительно читать стихи.
Интеграция образовательных областей:
• «Физическое развитие»;
• «Социализация»;
• «Познание»;
• «Коммуникация»;
• «Чтение художественной литературы».
Пояснительная записка
Успешная логопедическая работа становится возможной только при наличии перспективного планирования по каждой лексической теме.
Представленное перспективное планирование по теме «Зима» охватывает в полном объёме всю коррекционную работу с оптимальным распределением тематического содержания в течение недели через различные виды детской деятельности.
В проведении тематической недели необходима интеграция со всеми специалистами ОУ и микросоциумом: музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, психологом, руководителем изостудии, библиотекарем. К коррекционно-развивающей деятельности также привлекаются родители.
Коррекционная работа учителя-логопеда
У логопеда существует два основных подхода к планированию и проведению заданий: лексический и лексико-грамматический. В рамках одной темы логопед намечает для изучения разные лексико-грамматические категории. Работа проводится на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Артикуляционная гимнастика «Наступила зима».
• Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
• Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
• Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
• Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
• Язычок прыгает через зубы, как снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних, то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
• Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
• Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз)
• Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.
При проведении образовательной деятельности по теме «Зима» используются различные игры, задания, упражнения.
Игры со звуками, буквами и словами (задания выполняются с использованием наглядного материала) :
• Назовите первый звук в словах зима, метель, вьюга, лед, фигурист. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)
• Какой последний звук слышится в словах ураган, наст, тулуп, пуховик, шарф? Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.)
• Угадайте слово, в котором первый звук м', последний - л' (Метель.) В слове первый звук л', последний - л. (Ледокол.) В слове первый звук с, а последний - и. Что это? (Санки.)
• Назовите пять слов, связанных со словом зима, в которых есть звук ш. (Шуба, шапка, шарф, пороша, клюшка, волшебница, полушубок.)
• Назовите слова, связанные со словом зима, в которых есть звуки р, р'. (Пурга, ураган, вихрь и др.)
• Какого звука не хватает в словах мо. оз (р, (ж, су. роб (г, со. улька (с?
• Вставьте пропущенные гласные буквы в слова з. ма (и, сн. г (е, лыж. (и, кат. к (о).
• Вставьте пропущенные согласные буквы в слова. тужа (с,. олод (х,. етель (м,. айба (ш).
• Составьте слова из «рассыпанных» звуков а, р, г, о, к (горка, а, н, с, и, к' (санки). Определите количество согласных звуков в каждом слове.
• «Разбросайте» звуки в словах шуба, шарф, пальто. Назовите гласные звуки каждого слова.
• Замените в словах корка, танки, тапка, голод один звук (одну букву). Какое новое слово получится? (Горка, санки, шапка, холод.)
• Какого слога не хватает в словах сне. вик (го, го. лед (ло, сне. рочка (гу, по. шубок (лу?
• Угадайте слова по перепутанным слогам: ка-клюш (клюшка, ки-реж-ва (варежки, ви-ру-ка-цы (рукавицы, раль-фев (февраль, вик-сне-го (снеговик).
• «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: полушубок (пол, бок, рукавицы (рука, рукав, спортсмен (спорт, рот, нос, море, снеговик (снег, пуховик (пух, ухо).
Задания и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи:
• образование глаголов с помощью приставок;
• единственное и множественное число существительных в именительном и родительном падежах;
• предложно-падежное управление;
• род существительных;
• согласование существительных с прилагательными;
• изменение прилагательных по родам и числам;
• изменение глаголов несовершенного вида по временам;
• изменение глаголов совершенного вида по временам;
• спряжение глаголов;
• повелительное наклонение глаголов;
• сочетаемость глаголов с наречиями.
Взаимодействие с родителями
Работа с родителями осуществляется воспитателем в значительно большем объёме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, показе индивидуальных занятий). Поэтому логопед предоставляет рекомендации родителям по лексической теме, используя оформление информационного стенда для родителей, задания в индивидуальных тетрадях ребенка.
Домашнее задание для выполнения с детьми
по теме: «Зима»
Стенд (см. прил. 1) :
Родителям рекомендуется:
— совершить прогулку по парку, рассмотреть деревья, побеседовать о том, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;
— вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке, и назвать зимнюю одежду, вспомнить правила поведения на горке, при игре в снежки, катании на коньках и лыжах. Возвратившись домой, провести беседу о том, какие зимние забавы и развлечения ребенок знает;
— познакомить с географическими зонами, где всегда зима, рассказать о животных Арктики и Антарктики;
— принять участие в акции «Накорми птиц», изготовить кормушку из подручного материала;
— почитать С. Маршак «Двенадцать месяцев».
— придумать сказочную историю о снеговиках;
— зарисовать вместе с детьми морозные узоры, снежинки.
Задания в индивидуальных тетрадях
1. Послушай названия зимних месяцев, назови их по порядку, расставь цифры:
февраль декабрь январь
2. Подбери слова о зиме, проговаривай правильно окончания (запишите) :
холодный – снег, лёд, день…
яркое – ___
серое – ___
ветреный – ___
белый – ___
сильный – ___
холодная – ___
3. Подбери родственные слова (запишите) :
снег – снежок, снежинка, ___
зима – ___
мороз – ___
лед – ___
4. Нарисуй, как падают снежинки, правильно держи карандаш.
Взаимодействие с воспитателями
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы с детьми во многом зависит от творческого и профессионального контакта учителя-логопеда с воспитателями. Вместе с тем функции воспитателя и логопеда чётко разграничены. Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду.
Ежедневные вечерние коррекционные задания включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико–грамматических категорий и связной речи;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала;
• индивидуальная работа (прописывается в отдельной тетради).
Так же воспитатель закрепляет приобретенные знания по данной тематической теме, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, содержание других занятий, а так же в режимные моменты.
ТЕМА : ЗИМА.
Дни недели Обогащение
словаря
Игры на развитие лексико–грамматических категорий Рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Связная речь
Понедельник Предметный словарь : зима, снег, пурга, метель, вьюга, мороз, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, снеговик,лыжи, коньки, санки, каток,снежки,
январь, февраль, декабрь.
Глагольный словарь: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, блестеть, искриться, хрустеть. 1. «ПОДБИРАЙ, НАЗЫВАЙ, ЗАПОМИНАЙ» - упражнение на подбор определений и глаголов к существительным.
Зима (какая) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная, морозная.
Снег (какой) -.
Снежинки (какие) -.
Лед (какой) -.
Погода (какая) -.
День (какой) -.
Мороз (какой) -.
Снежинки зимой (что делают) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.
Лед на солнце (что делает).
Мороз (что делает).
Дети зимой (что делают).
Метель (что делает).
Вьюга (что делает).
2. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Снег — снежок, мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
БЕСЕДА:
1. Назовите времена года по порядку, начиная с зимы. Какое время года перед осенью? После зимы? После лета? Между зимой и летом? Какое сейчас время года? Почему? Сколько месяцев в году?
2. Назовите зимние месяцы. Объясните пословицу «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
3. Чем отличается зима от осени, лета, весны? Что происходит зимой с реками и озерами? Как живется птицам и животным зимой? Как им помогают люди? Какую работу выполняют зимой на улице люди в городе, деревне?
Вторник Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний. 1. «О ЧЕМ Я ГОВОРЮ?» (подобрать подходящее слово, обращая внимание на окончание прилагательных)
Холодный, яркое, серое, ветреный, белый, сильный, холодная
2. «ОДИН –МНОГО» (образование существительных множественного числа в родительном падеже)
Снег — снегов, много снега, лед — льдов, много льда,
звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа - стуж, холод- холодов, забава — забав. ЭКСКУРСИЯ В ЗИМНИЙ ПАРК
• рассматривание и сравнение заснеженных деревьев разных видов, зимней одежды прохожих;
• наблюдение за зимующими птицами
Заучивание пальчиковой гимнастики
Среда Наречия: холодно, морозно, празднично, нарядно, красочно, темно.
Антонимы: холодный – теплый, хрупкий – крепкий.
Синонимы: метель – вьюга – пурга.
1. «ИСПРАВЬ ОШИБКИ» (поставить слово в скобках в нужную форму).
Наступил первый (зима) день. (Наступил первый зимний день) Солнце закрыла (черный) туча. Подул (север) ветер. В воздухе кружатся (серебристый) снежинки.
2. ПОДБОР АНТОНИМОВ
Зимой ночь длинная, а день короткий;
снег белый, а асфальт. (черный);
зимой ветер холодный, северный, а летом. (теплый, южный).
3. ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА:
Снег – снежок, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, снежный….
Зима- зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зи-мующие…
Мороз—морозец; морозить, морозилка, морозный, мороженое;
Лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Сказки: «Снегурочка», «Снежная королева»
Рассказы: «Синичкин календарь» Мамин-Сибиряк.
Заучивание хороводной игры
Четверг Сложные слова: снегокат, гололед, снегопад, снегоход.
1. «ДО - МЕЖДУ – ПОСЛЕ»
Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем? И т. д.
2. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ»
Дети, снеговик, слепили. – Дети слепили снеговика.
Дети, санки, катаются.
Снежки, играют, мальчики.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
Дети, снеговик, лепили.
Дети, санки, кататься на.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
Снежки, мальчики, играть, в.
Пересказ рассказа «Зима».
Зимой солнце светит, но не греет. Бывают и сильные морозы. Часто идет белый пушистый снег. Листья на деревьях облетели. Деревья стоят укрытые снегом. Сосны и ели стоят зеленые. Перелетные птицы улетели в теплые края. Остались с нами зимовать зимующие : воробьи, сороки и другие. Животные морозов не боятся: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной коркой ей ещё теплее. Люди надели теплую одежду. Дети катаются зимой на лыжах, коньках да на санках, в снежки играют, лепят снеговиков, строят снежные горки. Зимой в домах наряжают елки и отмечают праздник – Новый год.
Пятница Многозначность слов: каток. 1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Зимой реки и озера покрываются гладким, блестящим.
Земля покрылась белым, пушистым.
Дети слепили большую снежную.
Зимой дети любят кататься на.
2. ПРОХЛОПАЙ СЛОВА (деление слов на слоги) :
зима, снег, пурга, метель, вьюга, мороз, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, снеговик, лыжи, коньки, санки, каток, снежки, январь, февраль, декабрь.
3. Знакомство с ПОСЛОВИЦАМИ.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
Без мороза вода не замёрзнет
Береги нос в сильный мороз
Много снега - много хлеба
Синица к избе - зима на двор
Снег холодный, а от мороза укрывает
Январь год начинает, а декабрь кончает
Дым из трубы столбом — к холодам
Зима - не лето, в шубу одета
Зима морозная - лето жаркое
Новый год — к весне поворот СОСТАВИТЬ РАССКАЗ О ЗИМЕ ПО ПЛАНУ.
1. Как ты заметил наступление зимы?
2. Назови ее первые приметы в природе.
3. Зимние месяцы.
4. Признаки зимы.
5. Повадки зверей и птиц.
6. Зимующие птицы.
7. Зимние забавы и развлечения.
Например: После осени наступила зима. Дни стали короче, а ночи длиннее. Часто идёт снег. Дует ветер. На деревьях и на земле лежит снег. Реки и озёра покрыты льдом. Люди одевают шубы, тёплые куртки, шапки, варежки, обувают зимние сапоги и валенки.
Зимующим птицам нечем питаться, поэтому люди делают кормушки и подкармливают птиц. Многие животные прячутся в норки. Медведь ложится в спячку. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков. Дети рады зиме!
Взаимодействие со специалистами
Тематическое направление предполагает изучение одной лексической темы в течение недели всеми специалистами ДОУ, что способствует целостному восприятию и прочному усвоению материала. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.
Дни недели Музыкальный руководитель Руководитель по физической культуре Руководитель изодеятельности Психолог
Понедельник Считалка
Ослик саночки тащил,
Не жалел последних сил:
В гору - с горки - подустал,
Навзничь ослик в снег упал.
Санки некому тащить,
Выходи - тебе водить!
Упражнение «Дальний бросок»
Игроки берут себе по три мячика-снежка. Их задача от очерченной линии бросить свой «снежок» как можно дальше (три «снежка» - это три попытки). Кто бросил дальше всех, тот и выиграл.
Подвижная игра «Мороз – красный нос»
На противоположных сторонах игровой площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Выбирается водящий (Мороз Красный Нос, который становится посредине площадки лицом к играющим и говорит:
Я - Мороз Красный Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После произнесения слова «мороз» игроки перебегают через площадку в другой дом (на другую сторону, а водящий их ловит (салит) - замораживает. ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ
Какой общий признак имеют следующие предметы?
Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)
Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег - кусты и озимые.)
Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.) Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)
Вторник Попевка Е. Тиличеевой «На лыжах» [2, 60]
Двигательное упражнение «Снеговик Егорка» (муз. М. Картушиной)
Упражнение «Зеваки»
Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки, под музыкальное сопровождение в темпе марша. По сигналу педагога играющие останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Рисование нетрадиционным способом на тему «Зимние фантазии» (с использованием манки, ваты)
Среда НА ПРОГУЛКЕ
Эстафета «Снежный лабиринт».
Выкладывание из лыж буквы «Т».
Подвижная игра «Лиса в курятнике».
С помощью считалки выбирается лиса (ведущий). Остальные дети — куры.
Дети взбираются на снежный вал и присаживаются (куры сидят на насесте). На противоположной стороне площадки сидит лиса.
Куры гуляют по двору, хлопают крыльями, клюют зерна, кудахчут. По сигналу взрослого «Лиса!» куры разбегаются, стараются взлететь на насест (взобраться на снежный вал). Лиса салит курицу, которая не успела сесть на насест. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Работа с рисунками.
Игра «Бывает - не бывает». Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели яблоки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири. По болоту ходит цапля.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Ответьте на вопросы.
О чем разговаривают между собой Снежинки?
О каких приключениях поведали вам Снежинки?
О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?
О чем шепчутся Деревья в зимний день?
О чем разговаривают между собой Ель и Осина?
Четверг Ритмическое упражнение «Ледяной мосток» [2, 75]
Фонопедическое упражнение «Метель» Конструирование из бумаги, оригами «Снежинки»
Пятница Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Подвижная игра «Бездомный заяц» (с обручами)
Все дети, кроме двух водящих, получают маленькие гимнастические обручи. Обручи кладут на пол, а ребята встают внутрь – это «домики» зайцев. Обручи можно расположить по кругу или в произвольном порядке, но так, чтобы между ними было не менее метра. Водящий-«охотник» догоняет «зайца». Устав, заяц может впрыгнуть в любой обруч, а бывший «хозяин» должен покинуть «домик» и убегать от «охотника». Если «зайца» поймали, то он превращается в «охотника». РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Запомните и назовите пары слов:
каток - коньки хоккеист - хоккей гол - ворота
шайба - клюшка
фигуристы - лед комок - снежки мороз - шуба
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Подумайте и скажите.
Я назову месяцы, а вы - время года.
Декабрь, январь, февраль. (Зима.)
Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осень.)
Итоговым мероприятием недели традиционно стало проведение конкурса стихов «Зимние узоры», где принимают участие не только дети, но и родители, и педагоги ОУ. Конкурс проводится в библиотеке, расположенной в Доме культуры. Данное мероприятие проходит в форме праздника с героями сказки «Снежная королева», роли исполняют родители и работники библиотеки.
Литература:
1. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет) : В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб. : КАРО, 2007.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под ред. Л. С. Сековец. – М. : АРКТИ, 2006.
4. Пожиленко Е. А. Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: Ч. 2. – СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2004.
5. Программа развития связной речи детей 5-7 лет / авт. -сост. Е. Ю. Бухтиярова. – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Развитие речи: тематическое планирование занятий / авт. -сост. В. Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Акцидент, 1998.
8. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. / Авт-сост. Г. Н. Сергиенко – Воронеж: ЧП Лакоценен С. С. – 2006.