Елена Александровна Кузнецова
Тематическая неделя «Яркие краски осени» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя : «Яркие краски осени».
Руководители проекта: Воспитатель – Кузнецова Е. А.
Участники: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: проект рассчитан на детей 4-5 лет
Учебный предмет, по которому проводится проект: художественно – эстетическое развитие; познанное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие.
Состав проектной группы : вся группа.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно - творческий, детско-взрослый.
Публикация «Тематическая неделя „Яркие краски осени“ в средней группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Средняя группа
- Темочки
Проблема: В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Актуальность. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы о времени года - осень, их интересуют многие осенние явления, я решила изучить эту тему. Я постаралась наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала, создание совместной творческой поделки). В условиях образовательного процесса укрепляю и расширяю связь с природой, воспитываю бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаю к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель проекта: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень.
Задачи проекта:
- Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам : «Осень», «Овощи», «Фрукты».
- Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в неживой природе.
- Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
- Обеспечить развития умения читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки.
- Способствовать формированию умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать эстетическое восприятие.
- Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком.
- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
Обеспечение:
Методическое:
- «Конспекты занятий в средней группе детского сада» Н. А. Карпухина.
- «Прогулки в детском саду» методическое пособие И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова.
- «Математика для детей 4 – 5 лет» методическое пособие Е. В. Колесникова.
- Интернет.
Материально-техническое:
- альбомы «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Урожай»;
- демонстрационный материал;
- художественные произведения.
Основные методы и формы реализации проекта:
1. Определение темы, постановка цели и задачи.
2. Определение методов и приемов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материала для творческого труда.
6. Изготовление дидактических игр.
7. Составление перспективного плана.
Предполагаемый результат:
- расширение и закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагога и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка литературы;
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
- Рисование на тему «Цвета осени».
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр мультфильмов;
- Беседы;
- Рассматривание альбомов и картин;
- Наблюдение;
- Сбор природного материала;
- Рисование;
- Лепка;
- Дидактические игры;
- Пальчиковые игры.
Мероприятия по работе с родителями:
- разучивание стихотворений об осени;
- подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
- организация выставок детских работ: рисунков, поделок из пластилина с использованием природного материала;
- беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.
- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной».
- Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам.
- Конкурс семейных поделок из даров осени «Яркие краски осени».
3. Заключительный этап:
Продукт проектной деятельности:
- оформление выставки детских творческих работ «Цвета осени»;
- семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Яркие краски осени»;
- дидактические игры, настольно – печатные игры.
План работы с детьми по теме: «Яркие краски осени» .
Образовательные
области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Развитие математических способностей :
«Закрепление знаний о временах года» (осень).
Ознакомление с окружающим:
«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени»
«В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».
Беседы:
«Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Ситуативная беседа:
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
«Что нам осень принесла?»
Просмотр мультфильмов:
«Уроки тетушки Совы. Времена года», «Серая шейка».
Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам :
«Приметы осени», «Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
- Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Наблюдение за растениями, изменение их окраски.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Один – много», «Когда это бывает?», упражнение «Какой фрукт я загадала».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени; чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи», заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где вы были?», «Лес осенью» А. Твардовский, «Падают, падают листья» М. Ивенсен, «Купите лук» И. Токмаковой (шот. песенка, «Зайчик» А. Блок, «Осень» А. Майков.
Социально – коммуникативное
развитие
Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Будь внимательным», «Что это за птица?», «Найди растение по описанию», «Описание овощей», «Отгадай».
Настольно – печатные игры: «Времена года».
Трудовая деятельность:
• участие в субботнике «Чистый детсад»,
• сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария,
• уборка опавшей листвы.
Беседа: «Во саду ли, в огороде».».
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Почему нельзя бегать с ветками и палками».
Художественно-эстетическое развитие Рисование:
• «Цвета осени»,
• «Овощи созрели: пора собирать и на стол подавать».
Лепка:
• «Дерево из семян гороха».
Физическое развитие Беседы:
«Как одеваться осенью?»
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!», «Вороны и собачка!».
Пальчиковая гимнастика:
«Мы капусту рубим…».
Презентация:
- совместная выставка детей и их родителей «Яркие краски осени».
Аналитический этап:
Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная мною подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Результаты проектной деятельности:
• в результате у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• большинство родителей приняли активное участие.