Светлана Белокопытова
Конспект занятия «Звуки [х]-[х’], буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки «Х - Х’», буква «Х»
Задачи:
1. Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
2. Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
3. Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.
4. Познакомить с новой буквой «Х».
5. Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
Публикация «Конспект занятия „Звуки [х]-[х’], буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; рабочие тетради; картинка из серии «Азбука».
Магнитная доска, магниты, мел, простые и цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой.
Основная часть.
Игра «Сядет тот»
- Сядет тот, кто скажет: какой сегодня день недели; месяц; время суток; какое время суток, когда мы спим; когда идём в детский сад; когда обедаем; какой вчера был день недели; какой завтра день недели; как называется первый день выходного; сколько дней в неделе; какой первый день недели; второй; четвёртый; пятый; третий; седьмой; шестой; какой сейчас месяц; какой первый месяц весна; какой месяц после марта.
Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!
Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р., или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)
Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.
А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру.
Игра «Угадай звук».
Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.
- Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)
- Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)
Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но, а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас поиграем в игру «Сигнальщики».
Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.
Дифференциация понятий «звук» - «буква».
- Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?
Дети: Буквы!
- Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)
- Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.
Работа в группе.
- Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» (ответы детей)
- Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей) Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга. (Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»). Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей). А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова. (Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).
Знакомство с буквой «Х».
-А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!
Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я…- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)
- Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)
- А что делал слон? (Хрюкал)
- Это правда или нет? (Нет)
- Кого еще встретил хомяк? (Змей)
- Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)
- А это правда или нет? (Нет)
- Ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)
Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)
- А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)
- Звуки «Х» и «Х’» мы можем видеть? (ответы детей)
- Звуки «Х» и «Х’» прячутся в букве «Ха».
Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.
Ха на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)
- А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика:
Хомка - хомка, хомячок,
Полосательный бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».
Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.
- Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Х’».
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Ловушка».
Ловим звук Х : Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ловим звук Х’ в слогах : МА, ХА, ХИ, ХО, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ
Ловим звук Х в словах : Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Игра «Доскажи словечко», который потерялся из слов. Добавляем звук Х.
Пету, пасту, лопу, горо., отды, запа, шоро, мо., сме, стра….
Физминутка.
Нес хомяк мешок с горохом,
Нес хомяк мешок и охал: Ходьба с руками за спиной.
«Ох, ох, ох, ох,
До чего тяжел горох!» Полуприседания, руки на поясе.
Отдохнуть хомяк решил-
Со спины мешок свалил, Наклоны вперед, не сгибая коленей,
Распрямился, потянулся, достать носки руками.
Потянулся, улыбнулся… Потягивание - руки вперед, вверх, в стороны, вниз.
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел. Ходьба на месте.
Игра «Измени слово» изменить первый в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Игра «Четвёртый лишний» на слух.
Педагог произносит слова, дети говорят какое слово лишнее и почему.
Хлеб, утка, хлопья, хобот.
Подсолнух, кисточка, халат, мех.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
Хижина, духи, компот, хирург.
Хитрый, хилый, сильный, хитрец.
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди!
(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)
Встали пальчики! Ура!
В «Парус» нам идти пора!
- А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)
- Как звучит?
Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»
- А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова.
Игра «Где спрятался звук» (в начале, в середине, в конце слова)
Определить место звуков Х и Хь в словах.
Звук Х : пастух, хомяк, сахар, халат, мох, скоморох, хруст, подсолнух, хомут, вахта, тахта, шахта, хлопья.
Звук Х’ : хищник, стихи, схема, хирург, хижина, архив, хибара, парикмахер, бахилы.
- Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Ха», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.
Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради, с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!