ирина солдатенко
Занятие по речевому развитию «Звуки [Ч] — [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [Ч] — [Щ]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении времен глагола.
2. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [Ч] — [Щ].
3. Учить производить позиционный звуковой анализ слов без наглядной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить преобразовывать слова.
5. Продолжать учить анализировать и составлять схемы простых пред-ложений без предлога.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Звуки [Ч] — [Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задание 1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущен-ные ошибки и произносит предложение правильно.
Мальчик вчера будет читать книгу. Иван Иванович в детстве бу-дет маленького роста. Все старики когда-то будут молодыми. Раньше он будет трусливым, а теперь смелый. Ты придешь вчера? Ты был там завтра?
Задание 2. Дифференциация звуков [Ч] — [Щ].
Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]) :
мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ.
Сравнить артикуляцию звуков [Ч] и [Щ] (найти общее и различие, об-ратив внимание на характер воздушной струи, вспомнить характеристику звуков [Ч] и [Щ], их обозначение.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]» :
щ, ч, ч, щ. ; ча, ща, щу, чу,. ; ач, ощ. ; чайник, щенок, ящик, оч-ки.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ча-ща, чо. ; ач-ащ, уч-.
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ча-ща-ща, ща-ча-ча, ча-ща-ча, ща-ча-ча, ща-ща-ща, ча-ча-ща.
Задание 4. Закончить слово нужным звуком ([Ч] — [Щ], составить с каждым словом предложения:
товари., кле., труба., обру., клю., ово., мя.
Закончить слова нужным логом:
ЧА (ЩА) : ту —. , ро —. , пи —. , гу —. , ку —. , да —. ;
ЧИ (ЩИ) : клю —. , пла —. , ку —. , мя —. , шло —. , ово —.
Задание 5. Заменить звук [Ч] на звук [Щ] в словах. Какие слова полу-чились? Составить предложения с каждой парой слов:
плач — плащ, челка —.
Изменить слова по образцу, обратить внимание на появление звуков [Ч] и [Щ] в новых словах, определить место звуков [Ч] и [Щ] в словах, разделить их на слоги.
Жук — жучище, рак —. , паук —. , хомяк —. , сундук —. , язык —. , бык —. , волк —.
Рычать — рычащий, мычать —. , ворчать —. , молчать —. , звучать —.
Щенок — щеночек, ящик —. , щепка —. , щука —. , щека —. , щетка —.
Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Щ]) :
чайник, щука, человек, чудо; ящик, овощи, обручи, плащи.
Взрослый называет слово по звукам, а ребенок произносит все слово целиком, затем — наоборот:
щука — [щ у к а]; [ч а ш к а] — чашка.
Взрослый задает вопросы: какой первый звук в слове, последний? Ка-кой звук стоит после звука [Ч] ([Щ], перед звуком [Ч] ([Щ]? Каким по счету стоит звук [Ч] ([Щ]) в слове?
Задание 7. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Щ].
Назвать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Щ], определить место звука в словах, разделить их на слоги.
Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Щ] (см. темы № 35, 37).
Задание 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ч] и [Щ].
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова чаща (объяснить ребен-ку значение этого слова).
Преобразовать слова с помощью букв разрезной азбуки:
щука — щучка — щучки — щуки — щука.
Составить схемы предложений. Какое первое слово в предложении, по-следнее? Какие слова стоят в середине предложения? Какое предложение са-мое длинное?
Дима ловит щуку. Маша поймала щуку. Коля ловит удочкой большую щуку.
Письмо слов под диктовку печатными буквами, чтение:
щука, щучка, щучки.