ирина солдатенко
Коррекционно-развивающие задачи «Звук [Э] и буква «Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема "Звук и буква Э"
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.
2. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?
3. Научить ребенка четко произносить звук [Э].
4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структу-ры.
5. Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопроси-тельную интонации.
Публикация «Коррекционно-развивающие задачи „Звук [Э] и буква „Э“» размещена в разделах
6. Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную ин-тонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.
Задание 1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внима-тельно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:
мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.
Задание 2. Знакомство со звуком [Э].
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке :
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Э] :
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка при-поднята;
— горлышко «работает».
Символ звука [Э] : девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ.» (см. цветную вклейку). Характеристика звука [Э] : звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению возду-ха). Обозначение: красный кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ. х!»
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]» :
э, а, э, у, о, э. ; эх, ах, ух, эх. ; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]) :
автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].
Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:
эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы от-вечают на вопрос: кто это, а неодушевленные предметы — на вопрос: что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предме-там.
Продолжить ряд:
Кто это? Это девочка, кошка, собака.
Что это? Это машина, стол, куртка.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленно-сти или неодушевленности предметов) :
машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.
Задание 11. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот :
То ль зевает, то ль поет.
О. Гофман
На что еще похожа буква Э?
Буква Э из пальцев : большой и указательный пальцы правой руки обра-зуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
Игры с буквой.
Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик : со-ставление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествователь-ной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме