Федоряк А Г
«Звук и буква Л». Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание социальной ситуации для знакомства детей со звуками [л], [л’] и буквой Л.
Образовательные задачи : Развивать умение правильно произносить артикуляцию звуков [л], [л’], закрепить умение определять место звуков [л], [л’] в словах, закрепить умение дифференцировать звуки : гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Публикация «„Звук и буква Л“, Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Организация детских видов деятельности : с педагогом, со сверстниками, игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательная, речевая.
Приё мы и методы:
-Словесные: вопросы, беседа, загадки
-Наглядные: иллюстрации
-Игровые:
Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, предметные картинки на звуки [л], [л’] кружки для звукового анализа красного, синего и зеленого цветов, пособие для определения места звука в слове, картинки с изображением диких животных, пластмассовый трафарет “Дикие животные”, карандаши, мяч.
Этап
образовательной
деятельности Организация
рабочего
пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-
педагогические
условия/задачи
Вводная часть
(организационный
и мотивационный
момент)
Изображение Мишки - Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.
1. Постановка цели занятия.
- Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Мишка)
- Мишутка тоже хочет быть грамотным и научиться читать, а еще он хочет посмотреть, что вы знаете и чему вы уже научились. Если вы будете хорошо заниматься, то в конце занятия у Мишутки есть для вас сюрприз.
- Будьте внимательны и старайтесь быстро и правильно выполнять все задания.
2. Артикуляторная гимнастика:
-Но сначала нам нужно потренировать наши язычки.
- упражнение на дыхание “Подуй на травку”;
- пение гласных;
- упражнение “Лесенка”;
- самомассаж языка;
- “Улыбочка-трубочка”;
- “Лопата – иголочка”;
- “Качели”;
- “Футбол”
Ответы детей
Создание положительного эмоционального фона на занятии
Развитие артикуляционного аппарата
Основная часть
На фланелеграфе 2 домика: красный и синий.
Картинки для задания
Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток
лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор
Мяч для игры 1. Повторение и закрепление изученного материала.
а) Дифференциация гласных и согласных звуков :
На фланелеграфе 2 домика: красный и синий.
- В каком домике живут гласные звуки? (в красном)
- Какие гласные звуки вы знаете?
- В каком домике живут согласные звуки? (в синем)
- Какие согласные звуки вы знаете?
- Посмотрите на картинки на доске, определите первый звук в словах и
поселите картинку в нужный домик, в зависимости от первого звука.
Объясните свой выбор.
( Картинки: арбуз, утка, индюк, ножницы, торт, сыр, машина)
б). Выделение звука [л], его характеристика, обозначение.
-Отгадайте загадку:
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
- Определите первый звук в этом слове.
- Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, твердый)
- Каким цветом будем обозначать звук [л]? (синим)
в). Отбор картинок со звуком [л].
- Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть [л], и положите их в шкатулку.
( Картинки: лошадка, лыжи, яблоко, юла, вилка, ёлка, лук, стол, дом, жук, шишка)
г). Определение места звука [л] в словах.
-А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.
(лошадка – я слышу звук [л] в начале слова
стол – я слышу звук [л] в конце слова
вилка – я слышу звук [л] в середине слова)
д). Выделение звука [л’], его характеристика, обозначение.
Отгадайте загадку:
Круглый, желтый, кислый он,
Называется…. (лимон).
- Определите первый звук в этом слове.
- Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, мягкий)
- Каким цветом будем обозначать звук [л’]? (зеленым)
е). Дифференциация звуков [л] – [л’]
-Посмотрите на наборное полотно: в верхнем ряду располагаются слова с твёрдым согласным [л], а в нижнем с мягким [л’].
- Расположите правильно картинки.
( Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток
лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор)
Физкультминутка. “Пальцы – дружная семья”
ж). Конструирование буквы Л
- Звуки [л], [л’] обозначаются буквой Л.
- На что похожа эта буква?
- Сконструируйте букву Л из цветных полосок бумаги.
з). Чтение слогов с буквой Л.
- А сейчас прочитаем слова с буквой Л по “ромашке”.
(ла, ло, лу, лы, ли)
и). Звуковой анализ слов.
- Составьте схемы слов:
Л У К Л Ю К
-Сколько звуков в слове ЛУК? Сколько слогов в слове ЛУК?
-Сколько звуков в слове ЛЮК? Сколько слогов в слове ЛЮК?
к). Повторение скороговорки на звуки [л], [л’].
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавкой искать было лень.
Искала булавку весь день.
5. Лексическая тема. “Дикие животные”.
а). Вспомните диких животных, в названии которых есть звук Л.
(Белка, лось, волк.).
-Каких еще диких животных вы знаете?
б). Образование слов-названий детенышей диких животных.
(Игра с мячом).
У волка-….
У зайца-….
У лисы-….
У медведя-….
У ежа-…
У лося-….
в). Игра “Чей хвост, чьи уши?”
У волка хвост (чей….
У зайца уши (чьи)-….
У лисы хвост (чей)-….
У медведя хвост (чей)-….
7. Развитие мелкой моторики. (работа с трафаретами)
- Рассмотрите трафареты с изображениями диких животных. Обведите и заштрихуйте только тех зверей, в названии которых есть звук [Л]
Ответы и рассуждения детей
Выполняют упражнения и задания, задаю вопроси
Ответы и рассуждения детей
Уточнить правильную артикуляцию звуков [л], [л’];
2). Учить выделять звуки [л], [л’] из слов, давать их
характеристику;
3). Закрепить умение определять место звуков [л], [л’] в словах;
4). Закрепить умение дифференцировать звуки : гласные и
согласные, согласные твердые и мягкие;
5). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 3-ёх
звуков;
6). Совершенствовать умение отбирать картинки и
придумывать слова с заданным звуком;
7). Познакомить с буквой Л. Учить читать слоги с новой буквой;
7). Совершенствовать навык деления слов на слоги;
8). Систематизировать знания о диких животных;
9). Упражнять в образовании названий детенышей диких
животных, притяжательных прилагательных (лисий, заячий)
10). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной
выразительностью речи;
11). Учить отгадывать загадки;
12). Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
13). Развивать мелкую моторику;
14). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к
занятиям.
Завершение
занятия Дифференцированная оценка деятельности детей Ответы детей Рефлексия