Марина Афанасьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимние загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема: Зимние загадки
Цель: Систематизация знаний по теме.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родной природе; воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие: развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы; развивать память и внимание.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Зимние загадки“» размещена в разделах
Экспериментальная деятельность: Опыт «СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА»
Предварительная работа:
Наблюдения за живой и неживой природой.
Рассматривание картин и репродукций о зиме.
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Словарная работа. Забелело, белокоса, белолица, метелица.
Материал. Презентация, ленточки разного цвета, звезды по количеству загадок (+2шт на непредвиденный случай)
Ход занятия:
1. Воспитатель:
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)
- О каком времени года стихотворение? А какие еще времена года вы знаете? Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы (ответы детей).
- Ребята, я знаю, что вы уже очень много знаете о временах года и о зиме. Вот это я и хочу сегодня проверить. ПО загадываю я вам сегодня загадки.
А чтобы было интереснее, давайте разделимся на две команды и будем соревноваться, кто больше знает о зиме. Давайте разделимся таким образом: В мешочке лежат ленточки двух цветов равного количества, каждый из вас должен вытянуть ленточку, а потом, судя по цветам, разойтись на команды (дети делятся на команды).
Прежде чем начать игру, введем правила:
1) выкрикивать нельзя, тянем руку. Кто первый поднял, у того и право ответить;
2) за каждый правильный ответ команда получает звезду;
3) победит та команда, у которой окажется больше всего звезд.
- Всем понятны правила? Тогда начнем!
2. Первый этап «Зима, зимние месяцы»
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом —
Все покрыла серебром (Зимние месяцы)
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Что за месяц лютый, вьюжный?
Назовите, дети, дружно -
Он Весне дает дорогу,
Защищает недотрогу,
Отправляясь на покой,
Зиму заберет с собой. (Февраль)
Игра «Снежинки и ветер». Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
3. Второй этап «Признаки зимы»
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля, озёрушки
Белый пух да перышки (Снежная туча)
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)
Сито большое, сито голубое.
Сеет-веет белый пух
на леса, дома, на луг (Небо и снег)
Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка. (Снежинка)
Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)
Было гладкое,
Прозрачное
Стекло,
А под солнышком
Под ярким -
Потекло. (Лёд)
На форточках картинки
Из белой паутинки. (Иней)
С ветром кружится, играет,
Небо синее скрывает,
То поземкой стелется
Зимняя. (метелица)
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой.)
Физкультминутка «Зимняя зарядка»
4. Третий этап «Предметы зимы»
Я модница такая, что всем
на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки -
любые украшенья.
Но на мою, поверьте,
великую беду
Наряд мне одевают
всего лишь раз в году. (Новогодняя Ёлка)
Ты попал сегодня в сказку,
Надевай скорее маску!
Вокруг Елки шумный бал.
Что же это? (Карнавал)
Две палки, две дощечки.
- Катайтесь, человечки! (Лыжи)
Тащим их на горку,
Чтоб устроить гонку. (Санки)
С метёлкой, в шляпе из ведра -
Директор зимнего двора. (Снеговик)
По ледяной дорожке
Чудо-дворник перед нами:
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб (Снегоуборочная машина)
На ногах стальные кони
Будут резать лед реки,
Меня ветер не догонит -
Я надену что? (Коньки)
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их… (рукавички)
Деревянные дощечки
Сидит на макушке, завязаны ушки. (Шапка-ушанка.)
Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек спрячет (Шарф)
5. Четвертый этап «Животные зимой»
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Летом в сером он гуляет,
В зиму шубку поменяет.
Если цветом снега стать,
Проще от лисы сбежать! (Заяц)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Итог занятия. На сегодня у меня загадок не осталось. Сейчас каждая команда подсчитает звезды, и мы узнаем победителей. У нас победила дружба. Я приготовила вам небольшие сувениры.
Волшебный Зимний эксперимент для детей
Зимние праздники - отличное время! У детей - каникулы в школе, у родителей - длинные выходные. Много свободного времени, которое можно провести за интересными занятиями!
Магистры лаборатории "Магия науки" подготовили для Вас зимние опыты, которые Вы без труда повторите со своими детьми в домашних условиях.
Опыт
«СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА»
Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает. А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном.
Материалы, которые Вам понадобятся:
- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- белая нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.
Порядок действий:
1) Из синельной проволоки сгибаем снежинку. Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток.
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.
В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.
Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.
Объяснение опыта
При растворении поваренной соли в воде появляется иллюзия того, что соль исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И, при определенных условиях, эти частичку могут собраться вместе и снова стать видимыми. И не просто видимыми! Они могут образовать причудливые структуры!
Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.