татьяна маркова
Лексические темы зимы
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Домашние животные и их детёныши».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
животные, корова, бык, лошадь, конь, коза, козёл, кролик, крольчиха, собака, пёс, кошка, кот, свинья, кабан, овца, баран, осёл, ослица, верблюд, верблюдица, названия детёнышей животных, грива, вымя, копыта, усы, когти, рога, хвост, морда, борода, пятачок, шерсть, щетина, табун, стадо, пастух, сено, свинарка, доярка, телятница, конюх, конюшня, сарай, хлев, конура (будка, ферма, хозяин, хозяйка, ветеринар, польза, луг, двор, пустыня
Глагольный словарь:
Публикация «Лексические темы зимы» размещена в разделах
жить, приносить, ухаживать, мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, ржать, прыгать, бегать, скакать, есть, кусать, грызть, жевать, лакать, пить, заботиться, кормить, поить, доить, сторожить, охранять, перевозить, ловить,скакать, лечить, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать
Словарь признаков:
домашний, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, крупный, мелкий, полезный, длинный, короткий, густой, умный, быстрый, копытные, бодливые; сложные слова: длинно (коротко, бело) хвостый, одно (дву) горбый и т. п.
Словарь наречий:
быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло
Лексико-грамматические игры и упражнения :
· «Кто кем был (будет?» (закрепление названий детёнышей домашних животных, развитие логического мышления, употребление существительных в творительном падеже).
· «Кто хозяин?» (употребление притяжательных прилагательных, их согласование с существительными в роде и числе: лошадиный хвост – лошадиное ухо – лошадиная голова – лошадиные копыта).
· «Кто чем питается?» «Кто где живёт?» «Кто чем защищается?» (активизация словаря, употребление предложно-падежных конструкций).
· «Кто как голос подаёт?» (активизация глагольного словаря).
· «Образуй длинные слова» ( по образцу: длинная грива – длинногривый. Далее: серый хвост -, белый лоб -, длинные рога - … и т. п.)
Развитие связной речи:
Заучивание стихотворения по теме (по выбору).
Составление описательных рассказов о домашних животных с опорой на схему.
Развитие общей моторики
Координация речи с движением. Подвижная игра «Кошка»
Села кошка под кусточек, Приседают на корточки,
Сыра скушала кусочек. Похлопывают себя по животикам.
Встала кошка, потянулась, Встают, потягиваются,
Её шёрстка развернулась. Поглаживают руками живот.
Л. Н. Смирнова
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика: «Бурёнушка»
Дай молока, Бурёнушка,
Хоть капельку, на донышке. Дети показывают,
как доят корову.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки. Делают мордочки из пальчиков.
Дай им сливок ложечку,
Творога немножечко,
Масла, простоквашки,
Молока для кашки.
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название молочного продукта.
Всем даёт здоровье
Молоко коровье. Снова «доят».
Н. Нищева
Найди и назови всех домашних животных.
Лексическая тема : «Домашние птицы и их детёныши».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
птицы, курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка, цыплёнок, утёнок, индюшонок, гусёнок, голова, туловище, хвост, лапы, перепонки, клюв, гребешок, глаза, шпоры, оперение, бородка, хохолок, коготки, польза,пух, перо, яйцо, питание; птичница, птицеферма, двор, курятник, птичник
Глагольный словарь:
жить, есть, клевать, собирать, искать, плавать, кукарекать, крякать, гоготать, болботать, квохтать, кудахтать, шипеть, охранять, учить, махать, кормить, ухаживать, поить
Словарь признаков:
домашний, крупный, большой, мелкий, маленький, птичий, пушистый, быстрая, шустрая, разноцветный, задиристый, воинственный, пуховый, перьевой
Словарь наречий:
быстро, медленно, полезно, тепло
Лексико-грамматические игры и упражнения :
· «Кто кем был (будет?» (закрепление названий детёнышей домашних птиц, развитие логического мышления, употребление существительных в творительном падеже).
· «Кто там спрятался?» (употребление притяжательных прилагательных, их согласование с существительными в роде и числе:
· Это хвост петуха – петушиный хвост – спрятался петух и т. п.).
· «Один – много – кого нет?» (употребление существительных мн. числа в именительном и родительном падеже).
· «Кто как голос подаёт?» (активизация глагольного словаря).
Развитие связной речи:
Заучивание стихотворения по теме (по выбору).
•
Гусь
Не шипи, сердитый гусь –
Я и так тебя боюсь!
Ну, перестань, пожалуйста, сердиться –
Хочу с тобой я подружиться.
•
Индюк
Индюк надутый всем знаком,
Но дружат с ним едва ли.
Не важничай, чтоб индюком
Тебя не называли!
•
Курица
Квохчет курица наседка:
- Червяка нашла я деткам!
К дому мчится во весь дух:
- Похвали меня, петух!
•
Петух
Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт.
•
Цыплёнок
Скорлупа в гнезде хрустит.
Любопытный глаз блестит:
Из яйца, как из пелёнок,
Выбирается цыплёнок.
Потянулся, отряхнулся,
Тихо пискнул, оглянулся:
- Что ж, пожалуй, я пойду
И родителей найду!
Составление описательных рассказов о домашних птицах с опорой на схему (мнемотаблицу).
Развитие общей моторики
Координация речи с движением. Подвижная игра «Домашние птицы»
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Дети идут по кругу вперевалочку,
подражая походке уток.
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Идут по кругу, вытянув шеи
и отставив руки назад.
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споё т: «Ку-ка-ре-ку!» Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки,
отставляют руки назад.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика: «Гусь»
- Где ладошки? Тут? Прячут руки за спину
- Тут! Протягивают руки вперёд
ладонями вверх
На ладошках пруд? Ладони вниз
- Пруд! Ладони вверх
- Палец большой-это гусь молодой.
Указательный гуся поймал,
Средний гуся ощипал.
Этот палец печь топил.
Этот палец суп варил.
Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках.
Полетел гусь в рот, Поднимают руки вверх,
встряхивают кистями
А оттуда – в живот!
Вот! Хлопают в ладоши.
Лексическая тема : «Животные наших лесов и их детёныши»
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
животные, лес, волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, белка, олень, барсук,зайчиха, волчица, медведица, лосиха, ежиха, олениха и их детеныши,
хвост, рога, лапы, копыта, когти, клыки, морда, пасть, брюхо, шерсть, иголки, логово, дупло, берлога, спячка, нора, запасы, корм, стая, след, охотник, хищник
Глагольный словарь:
жить, догонять, убегать, прыгать, лазать, скакать, прятаться, нападать, рычать, колоться, сворачиваться, линять, красться, рыскать, запасать, залегать, заметать, впадать (в спячку, сосать, ловить, охотиться, грызть, жевать, питаться
Словарь признаков:
колючий, рыжая, серый, белый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, крупный, слабый, голодный; притяжательные прилагательные от названий животных
Словарь наречий:
быстро, сильно, ловко, пугливо, стремительно, холодно, голодно
Лексико-грамматические игры и упражнения :
· «В лесу у Гномика» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением).
· «Назови семейки» (актуализация предметного словаря; употребление существительных – названий детёнышей диких животных).
· «Кто где живёт?»
· «Кто чем питается?»
· «Кто как голос подаёт?»
· «Это чей? (Чья? Чьё? Чьи) ( употребление притяжательных прилагательных: лисий, заячий и т. д.)
Развитие связной речи
Заучивание стихотворения или загадки (по выбору).
Составление описательных рассказов (мнемотаблица).
Развитие общей моторики
Координация речи с движением. Подвижная игра «Весёлые зверята»
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам. Скачут на двух ногах,
Сделав «ушки» из ладоней.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несёт бельчатам-деткам. Прыгают, согнув руки перед грудью.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы. Идут вперевалку.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ёжик. Двигаются в полуприседе,
сделав круглые спинки.
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Зайцы»
Под высокой сосной Ладонь с разведёнными пальцами ведущей руки поднята вверх
Скачет зайка косой. Изображают уши указательным и средним пальцами ведущей руки
Под другою сосной Ладонь другой руки
с разведёнными пальцами - вверх
Скачет зайка другой. Уши – указательным
и средним пальцами другой руки.
Узнай по силуэту.