АКСАНА ЮСУПОВА
Образовательная экспериментальная деятельность «Лаборатория фокусника Темы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Лаборатория фокусника Темы»
Цель: в ходе экспериментирования познакомить детей с причиной возникновения и проявления статистического электричества
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить представления детей, как появляется, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку, и как поиграть с неопасным
Развивающие:
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Публикация «Образовательная экспериментальная деятельность „Лаборатория фокусника Темы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Фокусы для детей
- Темочки
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Мультимедийная система:
компьютер, проектор, электронные носители.
Материал:
Пластмассовые палочки и бумага; надувные шары по количеству детей и геркулесовые хлопья в коробке; кусочки шерстяной ткани; нитки по количеству детей, колпачки
Словарная работа:
Электричество, энергетик, лучина,
Предварительная работа:
Беседы о бытовых электроприборах и рассматривание их устройства. Рассматривание соответствующих картинок. Изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Формы работы:
Беседы, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок.
Ход занятия.
Во всех уголках, на полу лежат шарики.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Проблемная ситуация: выключается свет.
Воспитатель:
- Ребята, что случилось. (Ответы детей: свет погас)
- Как же нам быть?
- Что нужно сделать, чтобы снова стало светло? (Ввести слово энергетик.)
- Да, давайте зажжём свечи. Вот в такой полутьме раньше жили люди. Жгли свечи, лучину. Вы знаете, что такое лучина? Это длинная тонкая щепка от сухого дерева, ее смазывали жиром и жгли
(Словарная работа со словом лучина)
- Какому специалисту можно обратиться? (Ответы детей) А еще есть специально обученные люди, которых называют энергетиками. Кто такие энергетики?
Но прошло время и один американский ученый придумал лампочку.
- А для чего нам нужно электричество, что оно нам дает? (Ответы детей)
(Оно светит, греет, даёт нам возможность общаться на огромных расстояниях друг от друга, возможность передвижения). Что светит? Греет?.
- А это что за знак (знак молнии). Что такое молния. Да, вы правы-молния тоже электричество. Где устанавливаются такие знаки? Опасно ли электричество? (ответы детей)
Воспитатель:
- Электричество огромной силы очень опасно. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, его называют статическим- еще называют отдыхающим. Вот это электричество мы с вами сейчас разбудим, при помощи трения. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Наденьте колпачки, мы превращаемся с вами в фокусников. И я приглашаю вас в лабораторию фокусника Темы.
Экспериментальная деятельность
1 опыт. Статическое электричество.
Порвите мелко бумагу, возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к бумажкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему?
Вывод: палочка наэлектризовалась или подзарядилась
2 опыт. Волшебные шарики.
Надуваем шары. Осторожно трём их о волосы. Приближаем к рассыпанным геркулесовым хлопьям. Наблюдаем фонтан.
Вывод: мы наэлектризовали шарик с помощью трения. Электричество нельзя увидеть, но можно видеть его действие.
3 опыт. Электризация нитки.
Поставьте на небольшое возвышение катушку ниток. Конец нитки длиной 15-20 см опустить вниз. Приблизить к нитке наэлектризованную о волосы или о шерстяную материю предмет (расческу, палочку) – она притянет к себе нитку.
Вывод: электричество есть везде
Воспитатель: Для удобства электричество можно законсервировать и взять с собой. Может вы догадались, как это можно сделать? Батарейка
Опыт 4. фонарик без батарейки.
Воспитатель: Что у меня в руках? Почему он не горит? Вставляем батарейку, что произошло?
Вывод: Электричество живет в батарейке.
В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество?
Физминутка. Поселите шарики в домики. Звучит веселая музыка. Дети играют с шариками. Трут их о волосы, и примагничивают к картинкам домов.
Воспитатель: (дети подходят к макету города, построенного из легго, оформленного новогодними гирляндами, снова выключается свет, включаются гирлянды)
- Ребята, а сейчас, я хочу показать еще одно волшебство, которое приходит к нам зимой. Закройте глаза… включается не только фонари, но и праздничное украшение освещение города – это яркие разноцветные, сверкающие огни, которые делают наш город сказочным, волшебным. Ночной город с праздничным освещением не менее красив, чем город днем, хотите его увидеть? Без чего невозможно было бы это волшебство?
Рефлексия:
Воспитатель:
- Что вы узнали об электричестве?
- Где "живет" электричество? (Электричество живёт в волосах, в одежде, в батарейке. Бывает опасное и неопасное. Опасное живёт в проводах, неопасное в волосах, в одежде, в батарейке.)
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество кончится?
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.).
- Так давайте же, друзья, скажем вместе, дружно.
Электричество беречь и экономить нужно!
Литература:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ: под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., - М. : Мозаика – синтез, 2014.
2. Как обеспечить безопасность дошкольников под редакцией К. Ю. Беллой В. Н. Зимониной, Л. К. Кондрыкиной- М Просвещение 2004.
3. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ Нищеева В. А. ООО «Издательство «Детство- Пресс» 2012г.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. М. «Аркти», 2004г.
5. Детское экспериментирование И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2003г.
6. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. ООО «Издательство «Детство – Пресс.
7. Неизведанное рядом, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, изд. Сфера,