ксения морылёва
Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста посредством цветотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 412 г. Челябинска»
«Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста
через цветотерапиию».
Подготовила:
воспитатель
Морылёва Ксения Николаевна
Челябинск,2016
Тема: «Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста
через цветотерапиию».
Цель: развитие у ребёнка эмоциональной, духовной, чувственной, художественно-эстетической сферы, через язык искусства. Создание благоприятной и созидательной атмосферы в группе.
Публикация «Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста посредством цветотерапии» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Задачи:
- Развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувствования, воображения, ассоциативного мышления для более чуткого и тонкого восприятия окружающего мира с помощью цвета и музыки.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, развивая художественно - эстетическое восприятие окружающего мира.
- С помощью «Радужных звёзд» и различных дидактических игр создавать в группе миролюбивую и дружескую атмосферу.
В постоянно меняющемся мире появляются новые идеалы, эталоны поведения. Ребёнку дошкольного возраста трудно оценить свои поступки, рядом должен быть человек, который смог бы направить его энергию в нужное русло, благоприятную для него. Поэтому различные виды арт – терапии так актуальны сегодня. Они помогают раскрыть в ребёнке его потенциал, оказывают благоприятное влияние на психику и внутренний мир ребёнка, помогая справиться с различными проблемами, обогатить духовно. Что же такое арт-терапия? Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной. Так как мне близко художественное направление, я выбрала в работе с детьми цветотерапию.
Мой опыт работы называется: «Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста через цветотерапию», т. к. считаю, что использование здоровьесберегающих технологий выступает как необходимое условие для полноценного развития детей. Я хочу рассказать об использовании дидактических игр и пособий в своей работе.
Очень важно правильно подойти к подбору материала. Мои наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к материалу является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение.
Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.
Деятельность с детьми по цветотерапии может проходить как с группой детей, так и индивидуально.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. (Цвет – это свет, световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, научить его управлять своими эмоциями.
История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета говорят о том, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.
Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Для того чтобы правильно воздействовать цветом на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап очень важен для дальнейшей эффективной работы.
Выбрав тему работы, изучила литературу, составила перспективный план и приступила к его осуществлению.
Начала проводить комплексную образовательную деятельность по осознанию детей музыки через цвет и цвета через музыку.
Вашему вниманию представлена комплексная образовательная деятельность во II младшей группе : «Путешествие в цветную страну».
Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка, раскрытие творческого потенциала, осознание музыки через цвет и цвета через музыку.
Задачи:
Образовательные: расширить представление о цвете (помимо 3 основных цветов включить различные оттенки этих цветов, о его эмоциональной стороне (добрые–злые, весёлые – грустные, холодные– тёплые и т. д., о влиянии цвета на эмоции и поведение детей.
Развивающие: развивать эмоциональную и эстетическую сферу ребёнка, более чутко и тонко чувствовать окружающей мир, развивать понятие о связи музыки и цвета.
Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус, воспитывать любовь к прекрасному.
На этой образовательной деятельности были использованы иллюстрации Т. Мавриной, Ю. Васнецова, М. Митурича и музыка П. Чайковского «Детский альбом» («Вальс», «Полька», «Утренняя молитва»).
Перед образовательной деятельностью была проведена предварительная работа – мы отдельно прослушивали музыкальные произведения обсуждали, какие эмоции и чувства они вызывают, какое настроение у музыки. Затем просматривали художественные произведения, обсуждали их эмоциональный настрой. После этого к восприятию подключала цветовые карточки, с их помощью определяли, какого цвета настроение у музыки, уже затем рассматривали репродукции художников соответствующие данному настроению музыки.
Затем ввела в жизнь ребят пособие «Радужные звёзды». Благодаря радужным звёздам дети знакомятся с основными цветами и их оттенками.
Радужные звёзды помогают детям соблюдать правила поведения, мириться, если поссорились, также они приходят в гости на образовательную деятельность, участвуют в режимных моментах. С их помощью в группе устанавливается благоприятная и дружеская атмосфера.
Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому стараюсь создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следую пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаю теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому стараюсь зонировать помещение еще и с помощью цвета.
Например, в спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно- голубой цвет; в группе нежный персиковый цвет вуали на окнах создает атмосферу уюта и тепла; в раздевалке, где требуется активность детей –шкафчики и цветные панно.
Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.
Хочу предложить вашему вниманию несколько игр и дидактических пособий, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего, некоторые дидактические пособия вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но хороши своей многовариативностью (в зависимости от решаемой задачи).
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! Эффект потрясающий!
«РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают, почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включиться в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой Черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, а мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т. е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.
Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЦВЕТОВЫЕ КАРТОЧКИ» - развивает цветовосприятие детей, ассоциативное мышление, чуткое понимание окружающего мира.
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит, предлагаю побегать под теплыми струями; разбушевавшемуся – под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.
«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить дуги радуги, например, крышками. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутиться в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «Зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – «теплые». Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей, от решаемой задачи.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». С этого года Ввела интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.
«ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ» К этой игре вводятся цветовые карточки. Поступки дети пропускаются через цвет. Показывая поступок, дети определяют какого он цвета. Это игра развивает нравственную сторону ребёнка и ассоциативное мышление.
О конечных результатах работы с ребятами данной группы говорить еще рано, но уже сейчас я могу отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они могут дать цветовую характеристику музыке, которую мы часто слушаем; сказочному герою и его поступкам; погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Например, Дима выбрал черный цвет : «Я плохо себя вел, когда утром шел с бабушкой в садик, но мне очень хочется желтый квадратик, я буду стараться». Данил одевается после сна, посмотрел в окно и говорит: «У меня рубашка цвета неба». Это говорит о том, что у детей появляются навыки самоконтроля. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Рисунки детей яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог мне установить с ними доверительные отношения. Используя представленные игры, мне удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный климат в детском коллективе. Все это в конечном итоге благоприятно влияет и на физическое здоровье детей. В группе они активны, подвижны, очень низкая заболеваемость.
Мир детства должен быть ярким и красочным и побуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.
Дети учатся добру, миру и дружбе через искусство!