Раиса Семко
Мастер-класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ
Уважаемые коллеги,сегодня я хочу поделиться с вами своим выступлением на районном МО
мастер - класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ».
Публикация «Мастер-класс „Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Очень часто причиной этих происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах
Первая причина это - элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части
Вторая причина - дошкольники еще не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу
Известно, что привычки, закрепленные в детстве,остаются на всю жизнь. Поэтому изучение ПДД в дошкольном возрасте является одной из главных задач на сегодняшний день.
Первым учителем, который может помочь решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах.
Из анкетирования, проведенного с родителями на тему: «Осторожно дорога» я узнала что, проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме
Поэтому, ознакомление детей с ПДД я организовала через реализацию проектной деятельности, в которой участвовали не только дети, но и их родители.
Разработала и реализовала совместный проект : «Мой друг светофор»
Вид проекта : познавательно-игровой
Продолжительность: кратковременный - месяц сентябрь
Участники проекта : дети младшей группы, родители, воспитатели. Основное направление проекта – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Разрабатывая проект, поставила перед собой следующие цели и задачи, Цели
Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта
1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, со светофором и пешеходным переходом. Учить понимать значение световых сигналов светофора. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Закрепить названия цветов (желтый, зеленый, красный).
3. Приучать детей выполнять правила, действовать в коллективе.
4. Активизировать словарь: светофор (зеленый красный, желтый) цвет, руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина пешеходный переход.
Содержание проектной деятельности состоит из трех этапов
• Подготовительный этап:
• 1. Подборка стихотворений, загадок, игр, на тему «Транспорт», правила дорожного движения, иллюстративный материал.
• 2. Подготовка атрибутов для игр.
• 3. Подготовка консультаций и стендового материала для родителей.
• 4. Составление перспективного плана основного этапа.
• Практический этап
• Работа с детьми: подвижные игры, дидактические игры, наблюдения, чтение художественных произведений, продуктивные виды деятельности.
• Работа с родителями: консультации, памятки, беседы, оформление папок передвижек, совместное изготовление дидактического материала,
• макета дороги и светофора
• Заключительный этап
• Итоговая ООД «Мой друг светофор».
• Выставка детского рисунка «Светофор»
Изготовление памяток «Безопасность детей – забота родителей»
Ожидаемый результат:
У детей будут сформированы начальные представления о различных видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице. Они будут знать
назначение светофора и каждого его цвета;
какой транспорт передвигается по дороге;
составные части машины.
знак пешеходный переход и дорожная разметка «Зебра» и их назначение
Родители будут внимательнее относиться к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Свою работу я начала с подготовительного этапа
В группе совместно с родителями был создан уголок «Дорожная безопасность», который оснащен:
-дидактическими играми по ПДД
-строительным конструктором
-транспортом: специальный транспорт,строительная техника ;
-настольно-печатными играми;
-макетом улицы, дорожным знаком «Светофор», транспортом
мелкими игрушками-куклами; жезлами,
- художественными произведениями по ПДД
- книжками-раскрасками;
-иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП я условно разделила на 2 этапа работа с детьми и работа с родителями.
1. Работа с детьми:
наблюдения, рассматривание демонстративного материала, беседы, чтение художественных произведений,
подвижные игры, дидактические игры, продуктивные виды деятельности.
2. Работа с родителями
консультации, памятки, беседы, оформление папок передвижек, совместное изготовление дидактического материала, встреча с сотрудником ГИБДД.
Работу с детьми я построила следующим образом
Проводила неоднократные наблюдения за транспортом, как на территории детского сада, так и за ее пределами. В результате наблюдений дети узнали и закрепили не только виды транспорта, но и правила поведения на улице.
Рассматривали грузовой автомобиль. Дети познакомились с основными частями грузовика, расширили знания о работе шофера.
В своей работе использовала рассматривание демонстративного материала по темам :
«Правила дорожного движения»,
«Мой друг-светофор»,
«Правила поведения на дороге и на улице»,
коллаж «Виды транспорта» ,
которые позволили расширить знания детей о видах транспорта, его строении, о том, как правильно вести себя в различных ситуациях.
Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к изучению ПДД я всегда ставлю перед собой следующие задачи
Сделать образовательную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к ознакомлению с ПДД.
В моей группе есть мудьтимедийное оборудование, которое очень мне помогает организовывать образовательную деятельность, в том числе и обучение детей основам безопасного поведения на дороге.
Применение компьютерной техники при ознакомлении с ПДД позволило мне сделать каждое мероприятие нетрадиционным, ярким насыщенным Для большей эффективности презентации строю с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включаю занимательные вопросы, картинки игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогли мне добиться поставленных целей. Это такие презентации, как «Светофор -мой друг»,Пешеходный переход», «Не играйте на дороге» и др.
Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении мероприятий по изучению ПДД. Цикл презентаций охватывает большой оббьем программного материала по изучению ПДД
Для ознакомления детей с ПДД я использовала компьютерные презентации, которые вызвали у детей интерес к ознакомлению с ПДД, повысили познавательную активность, которая проявилась в вопросах о том, как надо себя вести в различных ситуация, в рассказах о том, что они видели на дороге.
Проводила беседы на темы «Пешеходный переход»,»Светофор».
В ходе бесед я использовала ИКТ в качестве наглядности, где дети познакомились со знаком «Пешеходный переход», разметкой на дороге «Зебра», со светофором и его сигналами, а также правилами перехода дороги в местах, где расположен светофор.
Закрепление элементарных знаний детей о ПДД применяю в разных образовательных областях, естественно, в каждой области по-своему.
Например, в художественно эстетическом развитии мы рисовали красками «Светофор», «Пешеходный переход» ,использовали различные раскраски с видами транспорта.
В результате проведенной работы дети закрепили цвета сигналов светофора и их обозначение, разметку пешеходный переход, а также различные виды транспорта и их основные части.
В речевом развитии использовала для чтения красочно иллюстрированные книги, такие как : «Правила маленького пешехода», «Умный транспорт», «Правила безопасности для малышей», «Учимся переходить дорогу» «Дядя Степа-милиционер», стихотворения «Если свет зажегся красный» «Пешеходный переход» и др., загадывание загадок на тему «ПДД».
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Дорожная азбука»
«Дядя Степа-милиционер»,
Дети познакомились с новыми художественными произведениями, в которых рассказано о том, почему и как необходимо соблюдать правила безопасности. Научились отгадывать простые загадки, Запомнили сигналы светофора с помощью стихотворения «Светофор».
. В своей работе использовала игровые технологии, такие как :
дидактические игры, с помощью которых дети закрепили полученные знания:
«Умные машины»
«Дорожные знаки»
«Собери машину по частям»,
«Назови цвета светофора»,
Чтобы дети освоили и закрепили элементарные правила безопасного поведения на улице, мы играем в подвижные игры, которые детям очень нравятся. Это такие игры как:
«Воробышки и автомобили»,
«Цветные автомобили»,
«Светофор».
Сюжетно– ролевые игры
«Шофёры», «Поезд», «Водители и пешеходы», «Транспорт», которые помогли детям закрепить знания о транспорте, дорожных знаках светофор, пешеходный переход.
2. Работа с родителями
С родителями провела следующие беседы и консультации, которые их очень заинтересовали :
- беседа «Начните с себя!»;
«Дети на дорогах»,
«Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге»;
- папки – передвижки : «Обучение детей ПДД»,
«Формирование у детей навыков поведения на улице»;
- Рекомендации «Формирование у детей специальных навыков»,
«Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешеходного движения, в автомобиле».
- По инициативе родителей организовала встречу с сотрудником ГИБДД Исрафиловым А. И. ,который напомнил родителям о необходимости строгого соблюдения ПДД и обязательном обучении детей элементарным правилам безопасности на дороге в дошкольном возрасте.
Заключительный этап
Итоговая ООД: «Мой друг светофор»
Выставка детского рисунка»Светофор»
Изготовление памяток «Безопасность детей - забота родителей»
На заключительном этапе провела организованную деятельность «Мой друг светофор» с использованием ИКТ, которая помогла закрепить и сформировать у детей представления о правилах безопасности дорожного движения, понять к чему может привести нарушение ПДД. закрепить знания о светофоре и значение световых сигналов светофора, о пешеходном переходе.
Родителям вручили памятки «Безопасность детей - забота родителей»
Результат проведенной работы:
Дети узнали, что участниками движения на дороге являются пешеходы и водители;
-пешеходы передвигаются по тротуару, а транспорт по проезжей части дороги;
-переходить дорогу можно только на пешеходном переходе;
- светофор нужен для регулирования движения на дороге и обозначает : красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди;
- дорогу переходить надо шагом, держа взрослых за руку;
- играть и баловаться на дороге нельзя;
Родители стали активными участниками в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улице.