Екатерина Озерова
Конспект занятия по дифференциации звуков [Р]-[Л] «Спасение планеты РоботоЛандии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков [Р]- [Л]
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
• Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Р]- [Л] в слогах, словах, предложениях (проговаривание пословиц, чистоговорки).
• Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
• Учить анализировать и преобразовывать слова.
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [Р]-[Л] „Спасение планеты РоботоЛандии“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематические процессы.
• Развивать логическое мышление (анализ, синтез, воображение, слуховое восприятие и внимание.
• Активизировать словарь (космос, космодром, космонавт, космический корабль, дружба, дружные, друзья) и пополнять словарь (созвездия, метеоритный дождь)
• Развивать мелкую моторику детей
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание
Оборудование: проектор, экран, компьютер, магнитофон, указка, телефон с аудиозаписью голоса робота, конверт с письмом, дидактическое пособие «Логоробот», презентация с видеозаписью пиратов, «Космос»; картинки, в названии которых звуки [Р]- [Л]; мнемодорожка, ребус, с зашифрованным словом дружба, звуковая схема этого слова, магнитные буквы; разрезные буквы Р и Л разного цвета и размера; части ракеты (3 части желтой и 3 части красной ракеты, на каждой части ракеты изображены буквы Л и Р, 6 стульев; 2 стола, песочные часы, музыкальные композиции Жан Мишель Жара «Космическая мелодия», «Магнитные поля», «Воздушная кукуруза»
Дети с высоким уровнем развития
Дети со средним уровнем развития
Дети с низким уровнем развития
Ход занятия:
Речь логопеда Речь ребенка
1. Организационный момент:
Игра «Здравствуй, дружок!»
Здравствуй, дружочек!
Здравствуй, дружок!
Встанем мы вместе
С вами в кружок.
Собрались ребята в круг
Слева - друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети стоят в кругу, выполняют действия по тексту
2. Сообщение темы.
Логопед: Посмотрите, к нам пришли гости. И они что-то хотят нам сказать.
Гости: Ребята, мы получили очень необычное письмо. Посмотрите, пожалуйста (Передают письмо, логопед зачитывает)
Письмо: Спасите нас! Это лоботы с пранеты ЛоботоРандия! Помогите нам, пожаруйсто! Нас захватири Космические пилаты.
Логопед: Я ничего не поняла. А вы?
Логопед: Что же нам делать?
Логопед: Отлично! Мне показалось, что на этой планете пираты совершили неполадки именно со звуками [Р] и [Л], пираты перепутали эти звуки. И чтобы помочь роботам нам нужно научиться различать эти звуки.
Дети: Это роботы, их захватили пираты.
Дети: Нужно роботам помочь!
3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Логопед: Вспомните, пожалуйста, чем похожи эти звуки?
Логопед: А чем эти звуки отличаются?
Логопед: Ребята, напишите, пожалуйста, пальчиками в воздухе букву Л, а теперь букву Р локтями и коленками.
А как можно изобразить эти буквы по-другому?
Дети: Это согласные, звонкие, твердые звуки, обозначаем синим цветом.
Дети: Они звучат по-разному. Когда мы произносим звук [Р]– язычок дрожит, а когда звук [Л] - язычок спокойно лежит на бугорках за верхними зубками.
И домики для звуков – буквы пишутся по-разному.
(Дети изображают буквы с помощью рук и ног).
4. Игра «Собери ракету»
Логопед: Итак, нам нужно немедленно отправляться на помощь! На чем?
Но посмотрите, ракеты разобраны! Это пираты постарались… Как же мы теперь полетим?
Дети: На ракете
Каждый ребенок берет по 1 части ракеты и соединяет их. Получаются 2 ракеты – желтая и красная. Садятся на 6 стульев, расставленных по 3, полукругом.
5. Игра «Запуск ракеты» (изолированное произношение звуков)
Логопед: К запуску космического корабля приготовиться! (логопед вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Логопед: Включить контакты! (логопед соединяет большие пальцы рук и произносит звук [Л])
Логопед: Завести мотор!
Логопед: 5,4,3,2,1 – пуск!
Звучит музыкальная композиция Жан Мишель Жаре «Космическая мелодия»
Дети: Есть приготовиться! (повторяют движения логопеда)
Дети: Есть включить контакты! (повторяют движение логопеда)
Дети: Есть завести мотор! (Дети выполняют круговые движения кулачками один вокруг другого и произносят звук [Р])
Логопед и дети поднимают поочередно по 1 пальцу на обеих руках, затем поднимают вверх руки, соединяя над головой
6. Игра «Сигнальщики» (развитие фонематических процессов)
Логопед: Вот мы и стартовали. Полюбуйтесь как красиво.
- А где мы находимся?
- На чем мы отправились в космос?
- Кто мы сейчас?
- Откуда мы стартовали на космическом корабле?
- Нужно послать роботам сигнал о том, что мы спешим к ним на помощь. Но так, чтобы пираты не догадались. Вы будете сигнальщики, я буду называть слова, а вы поднимайте красные части ракеты, если услышите звук [Р], и желтые – если услышите звук [Л].
- Роботы, к вам на помощь спешат дружные ребята с планеты Земля, мы отправились на ракете. Уже остались позади Луна, Марс, Юпитер, Венера. Скоро будем!
- В космосе
- На космическом корабле, на ракете
- Космонавты
- Из космодрома
Логопед называет слова, а дети поднимают красные части ракеты, если услышат звук [Р], и желтые – если услышат звук [Л].
7. Игра «Печатная машинка»
Логопед: Посмотрите в иллюминатор прошел метеоритный дождь и разбил многие созвездия. Попробуем их собрать?
(на экране презентация «Космос» на звездном небе заданы слова, названия созвездий: Ворон, Скорпион, Волк, Голубь, Золотая рыба)
Во время выполнения задания звучит спокойная космическая музыка Жан Мишель Жаре «Космос». Слова разбиты по слогам, и перепутаны, рядом – подсказка – изображение рыбки, вороны и т. д. Дети собирают слово и «печатают» это слово на «печатной машинке» (одна подгруппа - отстукивают слово по слогам ладошками по коленкам, другая – на каждый слог хлопает в ладоши, затем показывают столько пальцев, сколько слогов в слове. После этого картинка на экране меняется – «собирается» созвездие.
8. Игра «Собери робота из букв Р и Л»
- Вот мы и приземлились на планету РоботоЛандия. Кажется, это Роботы, но они разобраны. Как же им помочь? Конечно, их нужно собрать.
Но мы должны успеть, пока сыпется песок в песочных часах.
Дети собирают роботов из разрезных букв Р и Л. Звучит музыкальная композиция Жан Мишель Жаре «Воздушная кукуруза», пока сыпется песок в песочных часах
9. Физкультминутка «Мы - роботы»
Логопед: Покажите, как ходят ваши Роботы?
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ла-ла-ла – планета Роботов мала,
Ры-лы-ры – на ней высокие горы,
Ро-ло-ро –вместо головы ведро,
Лу-ру-лу – продолжаем мы игру.
Дети двигаются как Роботы и проговаривают чистоговорку.
10. Игра «Соедини картинки»
Под столами находятся 6 карточек, которые соединяются попарно в виде пазлов.
Логопед: Ребята, посмотрите на карточки, вас ничего не удивляет? Слова похожи, но чем-то отличаются.
Логопед: Действительно, в одних словах звук [Р], а в других словах звук [Л].
Эти карточки нам еще пригодятся, оставим их себе. Дети соединяют картинки, и объединяются парами, называя свои картинки:
Рак-лак
Игла-игра
Мил-мир
- Слова отличаются одним звуком.
- В одних словах звук [Р], а в других словах звук [Л]
- Было слово РАК, а стало слово ЛАК.
11. Игра «Волшебная палочка» (развитие фонематических процессов)
Логопед: Посмотрите в бинокли, вы видите еще карточки?
Какой звук встречается в этих словах?
Логопед: Давайте возьмем волшебную палочку и попробуем поиграть с этими словами. Поменяем в словах звук [Р] на [Л], а другая команда – наоборот [Л] на [Р].
Въезжает Логоробот (звучит аудиозапись) : Здлавствуйте, лебята! Спасибо, что нашри нас! Мы быри очень длужные Лоботы, но пилаты нас поссолири, захватири и сромари!
Дети соединяют пальцы в полукруг и приставляют перед глазами, смотрят и видят карточки на полу.
- В одном полукруге в словах звук [Р], а в другом - звук [Л]
Дети присаживаются перед карточками на ковер в круг, берут указку – «Волшебную палочку» и поочередно дотрагиваются указкой до карточки и называют слова, меняя звуки.
Булки (бурки, пил (пир, лов (ров,
роза (лоза, рожки (ложки, рама (лама)
12. Игра с дидактическим пособием «Логоробот»
На экране появляется видеозапись с пиратами.
- Ага, попались! Нашли мы вас!
- Рылога, все пропало, все пропало, они уже собрали роботов, починили слова, нашли самого главного Логоробота…
- Все продумано, Ларога! Робот уже неисправный и батарейки его ты хорошо спрятал. Ему осталось всего 2 минуты! Ха-ха-ха! И ему уже никто не поможет!
- Рылога, кажется эти батарейки я потерял… Эти батарейки у ребят в руках! Все пропало…
- Ларамба, как так? Ну ничего, они все-равно не догадаются как батарейки-карточки правильно распределить по карманам!
Видео прерывается.
Логопед: Ребята, вы слышали, пираты что-то сказали о батарейках?
- О каких кармашках шла речь?
- Нужно срочно поставить батарейки Логороботу. Эти батарейки - карточки нужно правильно распределить по карманам. Но как? Кармашки со схемами…
Логоробот (аудиозапись) : Спасибо, лебята! Я спасен. Но еще не исплавлен.
На экране возобнавляется видеозапись с пиратами.
Пират: Рылога, все пропало! Они нашли батарейки и правильно их распределили по кармашкам!
Пираты: Ха-ха-ха, Ларамба я зашифровал самое главное слово, от которого все заработает в исправности. Уж с этим заданием они точно не справятся!
Логопед: Ребята, посмотрите на Логоробота внимательно, вы видите зашифрованную запись?
- Как Вы думаете, что эти рисунки обозначают?
- Что обозначает картинка с изображением планеты и рукопожатий?
- Что обозначает картинка с изображением сердца?
- Что обозначает картинка с щитом?
- Что обозначает картинка с изображением слона?
- Посмотрите на другие картинки, что обозначают они? Попробуем запомнить первые звуки в словах.
- Какая первая картинка, какое слово обозначает? Какой первый звук в этом слове? Найди эту букву.
- Какая вторая картинка?
- Какая следующая картинка,
какое слово обозначает? Какой первый звук в этом слове? Найди эту букву.
Логоробот : Спасибо, теперь наша планета в полном порядке! Вы нас спасли вовремя! Наша планета могла погибнуть навсегда!
Логопед: Логоробот, а у нас все получилось, потому что делали все сообща, вместе и.
Ведь все мы,
а значит победила!
Наши ребята много знают пословиц о дружбе. И сейчас они вам их расскажут.
Робот вручает подарки детям.
На экране видеозапись с пиратами.
Пираты: Рылога, я больше не хочу быть пиратом. Я хочу дружить со всеми! Ты как хочешь, а я отправляюсь домой!
Логопед: И нам пора прощаться, домой возвращаться.
- Батарейки – это картинки, которые мы нашли!
- Кармашки на роботе!
- На схемах указано место звука в слове
Дети распределяют карточки по разным кармашкам, в зависимости от места звука в слове.
Дети показывают на схематичную запись слова (ССГССГ) и на мнемодорожку с ребусом.
Дети читают мнемодорожку (мир, любовь, защита, сила)
- Мир
- Любовь
- Защита
- Сила
- Дом, первый звук [Д] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом. Вот домик для этого звука - буква Д.
- Роза, первый звук в слове [Р] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом. Вот домик для этого звука - буква Р.
- Улитка, первый звук в слове [У] – гласный, обозначаем красным цветом. Вот домик для этого звука - буква У.
Дети отгадывают зашифрованное слово по первым звукам в словах (дом, роза, улитка, жук, бочка, апельсин - ДРУЖБА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки
- Дружно
- Друзья
- Дружба
- Без друга в жизни худо.
- Хороший друг всегда приходит вовремя.
- Для дружбы нет расстояния.
- Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
- Ты гроза грозись, а мы друг друга держись.
- Дружба великая сила!
- Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
13. Релаксация
Закрывайте глаза, мы сейчас окажемся в группе. Как приятно путешествовать в космосе, мигают звезды. Путь домой всегда короче. Звучит музыкальная композиция Жан Мишель Жаре «Кислород»
Дети с закрытыми глазами кружатся или раскачиваются стоя на месте
14. Подведение итогов.
Логопед: Ребята, скажите нашим гостям, мы спасли Роботов?
Мы со всеми заданиями справились?
Что особенно было сложно выполнить? А что вам запомнилось в пути?
А почему у нас все получилось?
- Мы спасли роботов с планеты Роботоландия.
- Мы справились.
- Нам понравилось путешествие.
- Мы трудились вместе и дружно. Нам помогла дружба.