Светлана Савина
Конспект занятия «Музыкальная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия : интегрированное (познание, музыка, театр)
Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания детей о нотной грамоте, формировать словарь музыкальных терминов;
закрепить знания детей об особенностях зимней природы
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Музыкальная страна“» размещена в разделах
совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать умение координировать речь с движением;
развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки музицирования в оркестре, чувство ритма;
развивать зрительное восприятие, память и мышление;
Воспитательные:
• воспитывать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции;
• воспитывать интерес и восприимчивость к музыкальным произведениям;
Использование современных технологий
• приёмы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Пианист»);
• информационно-компьютерные технологии (слайдовая презентация «Зимний лес»);
Оборудование и средства
музыкальный центр, диски;
• звуковое письмо;
• 7 нот с заданиями;
• дидактическое пособие «Домик»;
• слайдовая презентация «Зима»;
• набор детских музыкальных инструментов;
• дидактическое пособие «Клавиатура»;
• шапочки с изображением нот и скрипичного ключа;
• сугроб, елочка, снежинка, перчатка;
• оценочное панно: нотки желтого и синего цвета;
Предварительная работа
• знакомство с нотной грамотой;
• разучивание песни «Русская зима» Л. Олифирова;
• разучивание ритмических движений к танцу «Шел по лесу музыкант» С. Суэтов;
Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий и направленность целей на практическую деятельность воспитанников
Содержание образования
Содержание обучающих, развивающих, воспитательных задач при осуществлении ОД соответствует задачам раздела «Музыка» и построено с учётом принципа интеграции разделов «Познание», «Речевое развитие», «Социализация», «Здоровье».
ОД является логически выстроенной, т. к. все компоненты занятия (три этапа) взаимосвязаны и направлены на решение ведущей цели: формирование музыкальных и творческих способностей детей через музыкально-игровую деятельность.
Научность данного материала заключается в том, что процесс формирования музыкально-творческих способностей детей опирается на фундаментальные принципы музыкального образования : доступность, последовательность, учет индивидуальных музыкальных способностей, гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей с опорой на национальную и мировую культуру. Содержание задач соответствует познавательным и музыкальным возможностям воспитанников, уровню сформированности возрастных психических функций.
Этапы занятий
1. Организационный
Создание эмоционально-положительного настроя у детей, формирование интереса и желания к выполнению игровых заданий.
2. Основной
Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
3. Заключительный
Подведение итогов, оценка деятельности детей.
Методы и приемы:
Словесные:
беседа;
загадывание загадки;
вопросы к детям;
объяснение, поощрение, похвала;
оценка деятельности каждого ребенка;
Наглядные:
рассматривание дидактического пособия «Домик»;
просмотр слайдовой презентации «Зима»;
рассматривание картинок «Ноты», «Скрипичный ключ», «Клавиатура»;
Практические:
речевое упражнение «Приветствие»;
речевая гимнастика «Зимний лес был полон звуков»;
дыхательное упражнение «Холодный ветер, «Греем ручки»;
прослушивание музыкального произведения «Январь» П. И. Чайковского;
пальчиковая гимнастика «Пианист»;
игра на музыкальных инструментах «Зимнее рондо»;
музыкально-ритмические движения «Шел по лесу музыкант»;
пение «Русская зима» Л. Олифирова (речь с движением);
Аппарат для оценивания представлен положительной индивидуально-дифференцированной оценкой педагога деятельности каждого воспитанника с вручением «подарка-сюрприза» : шапочки с изображением нот и скрипичного ключа. Педагог подчеркивает особую значимость ответов детей, положительно оценивает достижения каждого ребенка на занятии.
Целесообразность и характер постановки домашнего задания заключается в продолжение работы по данной теме в режимных моментах в детском саду: проведение игры малой подвижности «Веселые нотки»;
Примечание: домашнее задание в детском саду носит условный характер.
Организационный этап
Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я снова рада встрече с вами в этом зале. Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро - приветливым лицам!»
Муз. руководитель: Сегодня я получила звуковое письмо, как вы думаете, от кого оно может быть? (ответы детей). Думаю, надо прослушать его. (Прослушивание записи).
Письмо: «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я – Король Музыкальной страны. В моем королевстве произошло чрезвычайное происшествие: жители музыкальной страны развеселились, расшумелись, и спрятались от меня. А ведь без них нет музыки! В королевстве стало грустно. Нам нужна ваша помощь! Помогите найти и вернуть их – пусть музыка радует всех в королевстве!
Ваш друг – Король Скрипичный Ключ»
Муз. руководитель: Вот это новость! Что же нам делать? (ответы детей). Я согласна, надо помочь Королю найти жителей Музыкальной страны!
Основной этап
Муз. руководитель: Ребята, а вы знаете жителей музыкальной страны? (ответы и рассуждения детей). Отгадайте о них загадку:
Загадывание загадки:
На листочке, на страничке –
То ли точки, толи птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки (ответы детей)
Муз. руководитель: Верно, это ноты. Семь всего лишь нот на свете:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти,
Хорошенько разучи
Ноты живут в домиках так же, как люди. Но у нот дом необыкновенный, он волшебный, музыкальный. Давайте посмотрим, может ноты в домике?
Задание по дидактическому пособию «Домик»
Чтобы в домик нам попасть,
Нужно ключик отыскать.
Завитой, красивый знак
Это ключ отличный,
Это ключ – Скрипичный (показ скрипичного ключа)
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали – нотный стан,
И на нем все ноты-точки
Мы расставим по местам.
Где же наши нотки-крошки?
Мы поищем их немножко,
Разбежались кто куда
Мы пойдем искать их?
Дети: Да!
Муз. руководитель: Ребята, нам нужно собрать все семь нот, выполнить семь заданий, чтобы в Музыкальной стране снова зазвучали звуки и музыка. Путешествие будет непростым, интересным.
Воспитатель: В лес дремучий, сказочный
Надо путь держать.
Вы готовы к трудностям? Что ж… (идем искать)
Давайте возьмемся за руки и пойдем искать первую нотку.
Речевая гимнастика
«Зимний лес был полон звуков» Н. В. Нищевой
Муз. руководитель: Звучит шум ветра
Зимний лес был полон звуков:
Кто- то выл – у-у-у-у, а кто мяукал – мяу-мяу-мяу.
Кто-то хрюкал, – хрю-хрю-хрю,
Кто-то топал, – топ-топ-топ.
Кто-то крыльями захлопал, – хлоп-хлоп.
Кто-то ухал, – ух-ух, и кричал – ай-ай,
И глазищами вращал: фр-фр-фр,
Ну, а кто-то тихо-тихо
Тонким голосом молчал: с-с-с!
Муз. руководитель: Ну, вот мы и попали в лес. Смотрите, какая красивая елочка, посмотрите, кто спрятался в ее пушистых веточках (обращает внимание детей на ветки елочки, там они находят первую ноту).
Это первая нота и зовут ее нота «ДО» - самая старшая и мудрая. Для того, чтобы нотка вернулась в свой домик, мы выполним первое задание: дыхательное упражнение. Правильное дыхание – поможет нам научиться мягко и красиво петь.
(1-е задание читают на обратной стороне нотки - «Дыхательное упражнение»).
Упражнение «Холодный ветер»
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес (дуют на ладошки)
Упражнение «Греем ручки»
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки (ладошками закрывают рот и дышат)
Воспитатель:
Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота ДО?
Муз. руководитель: Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Муз. руководитель: Молодцы ребята! Мы с вами помогли первой нотке вернуться домой (Прикрепляют ноту на нотный стан). Отправляемся искать следующую нотку.
Замела пурга белый путь,
Заставляет в снегах потонуть,
Резвый ветер уснул на пути,
Ни проехать в лесу, ни пройти.
Воспитатель: Надевайте лыжи, берите лыжные палки и поехали! Дети едут на лыжах. (Звучит «Детская песенка» А. Моффат).
Муз. руководитель: Смотрите, какой сугроб! Видно кто-то спрятался в нем. (Находят ноту рядом с сугробом). Да ведь это нота «РЕ» - самая добрая и милая, поющая. Если мы для нее споем песенку – то она согласится вернуться домой.
Песня «Русская зима»
Л. Олифирова
Воспитатель: Нота «ре», где ты живешь?
Где ты песенки поешь?
Муз. руководитель: Отгадать сумей-ка:
Под первою линейкой! (Прикрепляют ноту на нотный стан).
Мы собрали только две ноты, а их целых семь. Нам пора продолжить путь, а отправимся мы необычной ходьбой - на пятках.
Вокруг снег лежит да мороз трещит!
Вот снежинки полетели, под ногами захрустели! (скрип и хруст снега под ногами) (Ходьба на пятках).
Воспитатель: А вот и следующая нотка «МИ»- самая серьезная, спряталась в снежинке.
Муз. руководитель: Хотите послушать разговор снежинок с ветром? (ответы детей). Многие композиторы, поэты, живописцы любили зимнее время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски. И сочиняли музыку, писали картины, стихи. Давайте посмотрим картины зимней природы и познакомимся с музыкальным произведением П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Февраль». А потом вместе определим характер музыки, какая она? И если ответим правильно, то нотка вернется в свой домик.
Слушание музыки «Февраль» П. Чайковского из цикла «Времена года», просматривание иллюстраций «Зима» (слайдовая презентация)
Муз. руководитель: А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами, а снежинка нам поможет, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями.
Дети, передавая снежинку, придумывают слова, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Сказочная, хрустальная, звенящая, волшебная)
Муз. руководитель: Нота «Ми» третье место занимает
Нотный стан так обожает!
Ничего милее нет,
Музыкальный шлет привет!
Смотри, запомни и пойми:
На первой строчке - нота «ми»
(Прикрепляют ноту на нотный стан).
Воспитатель: Зимний лес полон сказок и чудес,
Чтоб в снегу не провалиться-
Быстро-быстро мы помчимся (легкий бег под музыку).
Посмотрите, ребята, какая чудесная поляна. Это поляна непростая. Она приготовила нам сюрприз. Чтобы его найти, нам нужно поиграть в интересную музыкальную игру : инструменты нужно взять сказку ими обыграть. А сказку нам расскажет Даша, она очень хорошо умеет рассказывать музыкальные сказки. Сегодня сказка у нас «Зимняя», ее герои -лесные жители и сейчас мы превратимся в лесных жителей.
4- е и 5-е задание Элементарное музицирование
«Зимнее рондо» (Т. Тютюнникова)
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней гладкой:
Скок, скок, скок. Скок, скок, скок. (Ложки)
Санки скрипят, бубенчики звенят. (Бубенчики)
Дятел стучит, (Коробочка, вьюга свистит, (Дудочка)
Белка на ёлке орешки всё грызё т: «Цок-цок» (Кастаньеты)
Рыжая лисичка зайчика стережёт (Маракасы)
Холод, холод, стужа, стужа.
Снег пушистый кружит, кружит (Треугольник)
Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (Ложки)
С горки «у-ух!» (Металлофон) В ямку «бух!» (Тарелочки)
Приехали!
Воспитатель: Смотрите, на столе появилась коробочка, что в ней? ( ответы детей: фасоль). Давайте произнесем это слово по слогам (фа-соль). Какие нотки здесь спрятались: «ФА» и «СОЛЬ». Куда же разместить их в домике?
Музыкальный руководитель : Между первой и второй
«ФА» глядит в окошко.
Между первой и второй
Тесно ей немножко. Самая гордая нота.
На второй линейке «СОЛЬ» - непоседа,
С нотой «Фа» встречается.
Вместе их произнесем -
Слово получается. (Прикрепляют две ноты на нотный стан)
Муз. руководитель: Смотрите, ребята, возле домика – перчатка (в ней нота «ЛЯ»)
-А вы меня заметили?-
Спросила нота «ля»,-
Пою я детям песенки:
Тра-ля-ля-ля-ля!
Нота «ЛЯ» - игривая, почему же она в перчатке? Я, кажется, знаю, что это обозначает. В своем королевстве Скрипичный ключ отвечает за то, чтобы пальчики у музыкантов никогда не болели. И поэтому все музыканты делают специальную гимнастику – пальчиковую (упражнение с использованием дидактического пособия «клавиатура»)
6-е задание Пальчиковая гимнастика
«Пианист» Я. Яртова
Воспитатель: Где живет нотка «ЛЯ»
Муз. руководитель: Между второй и третьей
Нота Ля смотрит, словно из окна
(прикрепляет ноту на нотный стан).
Воспитатель: Где же седьмая нотка?
Муз. руководитель: «Си» – седьмая нота - самая младшая и капризная. Но очень соскучилась и сама вернулась к своим друзьям.
Семь – счастливое число!
Вам, ребята, повезло!
Ровно семь их – семь сестер,
И язык их не хитер!
Глаза мы закрываем, и про себя считаем: раз, два, три, четыре, пять… Музыкантом хочу стать!
7-е задание Танец «Шел по лесу музыкант»
С. Суэтова
Заключительный этап
Муз. руководитель: Вот и все нотки в домике, Король Музыкальной страны благодарит всех за то, что помогли вернуть все нотки: радость и веселье в Королевство. Трудно ли было кому-то выполнять задания? Что понравилось больше всего? С какой ноткой хотелось бы еще встретиться? (ответы детей).
Муз. руководитель: Оцените свою работу, перед вами две нотки, выберите желтую нотку, если вам понравилось на занятии. Если считаете, что надо еще потрудиться, что-то улучшить, то возьмите синюю нотку.
Дети размещают нотки на оценочном панно. Музыкальный руководитель комментирует полученный результат: если есть синие нотки, то интересуется у ребенка причиной данного выбора и принимает положительное решение.
Муз. руководитель: За ваше старание и желание помочь, Король дарит вам музыкальную игру «Веселые нотки» : шапочки с нотками и скрипичным ключом (музыкальный руководитель каждому ребенку вручает шапочку с комментариями, за что ребенок ее получает: за желание помочь жителям музыкальной страны, за хорошее исполнение песни, за веселую игру на музыкальном инструменте, за правильное выполнение пальчиковой гимнастики, за четкость выполнения движений, за выразительное чтение стихотворения, и т. д.).
Муз. руководитель: Поиграть в эту игру вы сможете в группе, выучив слова песенки и правила этой игры.
Домашнее задание: Игра «Веселые нотки» (под веселую музыку дети идут по кругу и по окончании строятся в звукоряд)
Мы по кругу идем-
Звонко песенку поем.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Си-ля соль-фа-ми-ре-до
А как песенку допели
В звукоряд все быстро стали.