Получи документы

Конспект занятия «Музыкальная страна»

Светлана Савина
Конспект занятия «Музыкальная страна»
▼ Скачать + Заказать документы

Вид занятия : интегрированное (познание, музыка, театр)

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания детей о нотной грамоте, формировать словарь музыкальных терминов;

закрепить знания детей об особенностях зимней природы

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Музыкальная страна“» размещена в разделах

совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать умение координировать речь с движением;

развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки музицирования в оркестре, чувство ритма;

развивать зрительное восприятие, память и мышление;

Воспитательные:

• воспитывать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции;

• воспитывать интерес и восприимчивость к музыкальным произведениям;

Использование современных технологий

• приёмы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Пианист»);

• информационно-компьютерные технологии (слайдовая презентация «Зимний лес»);

Оборудование и средства

музыкальный центр, диски;

• звуковое письмо;

• 7 нот с заданиями;

• дидактическое пособие «Домик»;

• слайдовая презентация «Зима»;

• набор детских музыкальных инструментов;

• дидактическое пособие «Клавиатура»;

• шапочки с изображением нот и скрипичного ключа;

• сугроб, елочка, снежинка, перчатка;

оценочное панно: нотки желтого и синего цвета;

Предварительная работа

• знакомство с нотной грамотой;

• разучивание песни «Русская зима» Л. Олифирова;

• разучивание ритмических движений к танцу «Шел по лесу музыкант» С. Суэтов;

Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий и направленность целей на практическую деятельность воспитанников

Содержание образования

Содержание обучающих, развивающих, воспитательных задач при осуществлении ОД соответствует задачам раздела «Музыка» и построено с учётом принципа интеграции разделов «Познание», «Речевое развитие», «Социализация», «Здоровье».

ОД является логически выстроенной, т. к. все компоненты занятия (три этапа) взаимосвязаны и направлены на решение ведущей цели: формирование музыкальных и творческих способностей детей через музыкально-игровую деятельность.

Научность данного материала заключается в том, что процесс формирования музыкально-творческих способностей детей опирается на фундаментальные принципы музыкального образования : доступность, последовательность, учет индивидуальных музыкальных способностей, гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей с опорой на национальную и мировую культуру. Содержание задач соответствует познавательным и музыкальным возможностям воспитанников, уровню сформированности возрастных психических функций.

Этапы занятий

1. Организационный

Создание эмоционально-положительного настроя у детей, формирование интереса и желания к выполнению игровых заданий.

2. Основной

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

3. Заключительный

Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Методы и приемы:

Словесные:

беседа;

загадывание загадки;

вопросы к детям;

объяснение, поощрение, похвала;

оценка деятельности каждого ребенка;

Наглядные:

рассматривание дидактического пособия «Домик»;

просмотр слайдовой презентации «Зима»;

рассматривание картинок «Ноты», «Скрипичный ключ», «Клавиатура»;

Практические:

речевое упражнение «Приветствие»;

речевая гимнастика «Зимний лес был полон звуков»;

дыхательное упражнение «Холодный ветер, «Греем ручки»;

прослушивание музыкального произведения «Январь» П. И. Чайковского;

пальчиковая гимнастика «Пианист»;

игра на музыкальных инструментах «Зимнее рондо»;

музыкально-ритмические движения «Шел по лесу музыкант»;

пение «Русская зима» Л. Олифирова (речь с движением);

Аппарат для оценивания представлен положительной индивидуально-дифференцированной оценкой педагога деятельности каждого воспитанника с вручением «подарка-сюрприза» : шапочки с изображением нот и скрипичного ключа. Педагог подчеркивает особую значимость ответов детей, положительно оценивает достижения каждого ребенка на занятии.

Целесообразность и характер постановки домашнего задания заключается в продолжение работы по данной теме в режимных моментах в детском саду: проведение игры малой подвижности «Веселые нотки»;

Примечание: домашнее задание в детском саду носит условный характер.

Организационный этап

Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом.

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я снова рада встрече с вами в этом зале. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - приветливым лицам!»

Муз. руководитель: Сегодня я получила звуковое письмо, как вы думаете, от кого оно может быть? (ответы детей). Думаю, надо прослушать его. (Прослушивание записи).

Письмо: «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я – Король Музыкальной страны. В моем королевстве произошло чрезвычайное происшествие: жители музыкальной страны развеселились, расшумелись, и спрятались от меня. А ведь без них нет музыки! В королевстве стало грустно. Нам нужна ваша помощь! Помогите найти и вернуть их – пусть музыка радует всех в королевстве!

Ваш друг – Король Скрипичный Ключ»

Муз. руководитель: Вот это новость! Что же нам делать? (ответы детей). Я согласна, надо помочь Королю найти жителей Музыкальной страны!

Основной этап

Муз. руководитель: Ребята, а вы знаете жителей музыкальной страны? (ответы и рассуждения детей). Отгадайте о них загадку:

Загадывание загадки:

На листочке, на страничке –

То ли точки, толи птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки (ответы детей)

Муз. руководитель: Верно, это ноты. Семь всего лишь нот на свете:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти,

Хорошенько разучи

Ноты живут в домиках так же, как люди. Но у нот дом необыкновенный, он волшебный, музыкальный. Давайте посмотрим, может ноты в домике?

Задание по дидактическому пособию «Домик»

Чтобы в домик нам попасть,

Нужно ключик отыскать.

Завитой, красивый знак

Это ключ отличный,

Это ключ – Скрипичный (показ скрипичного ключа)

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали – нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Мы расставим по местам.

Где же наши нотки-крошки?

Мы поищем их немножко,

Разбежались кто куда

Мы пойдем искать их?

Дети: Да!

Муз. руководитель: Ребята, нам нужно собрать все семь нот, выполнить семь заданий, чтобы в Музыкальной стране снова зазвучали звуки и музыка. Путешествие будет непростым, интересным.

Воспитатель: В лес дремучий, сказочный

Надо путь держать.

Вы готовы к трудностям? Что ж… (идем искать)

Давайте возьмемся за руки и пойдем искать первую нотку.

Речевая гимнастика

«Зимний лес был полон звуков» Н. В. Нищевой

Муз. руководитель: Звучит шум ветра

Зимний лес был полон звуков:

Кто- то выл – у-у-у-у, а кто мяукал – мяу-мяу-мяу.

Кто-то хрюкал, – хрю-хрю-хрю,

Кто-то топал, – топ-топ-топ.

Кто-то крыльями захлопал, – хлоп-хлоп.

Кто-то ухал, – ух-ух, и кричал – ай-ай,

И глазищами вращал: фр-фр-фр,

Ну, а кто-то тихо-тихо

Тонким голосом молчал: с-с-с!

Муз. руководитель: Ну, вот мы и попали в лес. Смотрите, какая красивая елочка, посмотрите, кто спрятался в ее пушистых веточках (обращает внимание детей на ветки елочки, там они находят первую ноту).

Это первая нота и зовут ее нота «ДО» - самая старшая и мудрая. Для того, чтобы нотка вернулась в свой домик, мы выполним первое задание: дыхательное упражнение. Правильное дыхание – поможет нам научиться мягко и красиво петь.

(1-е задание читают на обратной стороне нотки - «Дыхательное упражнение»).

Упражнение «Холодный ветер»

Почувствуйте холод на своих ладошках.

Словно волшебник – мороз

На окна узоры нанес (дуют на ладошки)

Упражнение «Греем ручки»

Мы погреемся немножко

Согревай свои ладошки (ладошками закрывают рот и дышат)

Воспитатель:

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота ДО?

Муз. руководитель: Здесь, на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Муз. руководитель: Молодцы ребята! Мы с вами помогли первой нотке вернуться домой (Прикрепляют ноту на нотный стан). Отправляемся искать следующую нотку.

Замела пурга белый путь,

Заставляет в снегах потонуть,

Резвый ветер уснул на пути,

Ни проехать в лесу, ни пройти.

Воспитатель: Надевайте лыжи, берите лыжные палки и поехали! Дети едут на лыжах. (Звучит «Детская песенка» А. Моффат).

Муз. руководитель: Смотрите, какой сугроб! Видно кто-то спрятался в нем. (Находят ноту рядом с сугробом). Да ведь это нота «РЕ» - самая добрая и милая, поющая. Если мы для нее споем песенку – то она согласится вернуться домой.

Песня «Русская зима»

Л. Олифирова

Воспитатель: Нота «ре», где ты живешь?

Где ты песенки поешь?

Муз. руководитель: Отгадать сумей-ка:

Под первою линейкой! (Прикрепляют ноту на нотный стан).

Мы собрали только две ноты, а их целых семь. Нам пора продолжить путь, а отправимся мы необычной ходьбой - на пятках.

Вокруг снег лежит да мороз трещит!

Вот снежинки полетели, под ногами захрустели! (скрип и хруст снега под ногами) (Ходьба на пятках).

Воспитатель: А вот и следующая нотка «МИ»- самая серьезная, спряталась в снежинке.

Муз. руководитель: Хотите послушать разговор снежинок с ветром? (ответы детей). Многие композиторы, поэты, живописцы любили зимнее время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски. И сочиняли музыку, писали картины, стихи. Давайте посмотрим картины зимней природы и познакомимся с музыкальным произведением П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Февраль». А потом вместе определим характер музыки, какая она? И если ответим правильно, то нотка вернется в свой домик.

Слушание музыки «Февраль» П. Чайковского из цикла «Времена года», просматривание иллюстраций «Зима» (слайдовая презентация)

Муз. руководитель: А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами, а снежинка нам поможет, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями.

Дети, передавая снежинку, придумывают слова, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Сказочная, хрустальная, звенящая, волшебная)

Муз. руководитель: Нота «Ми» третье место занимает

Нотный стан так обожает!

Ничего милее нет,

Музыкальный шлет привет!

Смотри, запомни и пойми:

На первой строчке - нота «ми»

(Прикрепляют ноту на нотный стан).

Воспитатель: Зимний лес полон сказок и чудес,

Чтоб в снегу не провалиться-

Быстро-быстро мы помчимся (легкий бег под музыку).

Посмотрите, ребята, какая чудесная поляна. Это поляна непростая. Она приготовила нам сюрприз. Чтобы его найти, нам нужно поиграть в интересную музыкальную игру : инструменты нужно взять сказку ими обыграть. А сказку нам расскажет Даша, она очень хорошо умеет рассказывать музыкальные сказки. Сегодня сказка у нас «Зимняя», ее герои -лесные жители и сейчас мы превратимся в лесных жителей.

4- е и 5-е задание Элементарное музицирование

«Зимнее рондо» (Т. Тютюнникова)

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок. Скок, скок, скок. (Ложки)

Санки скрипят, бубенчики звенят. (Бубенчики)

Дятел стучит, (Коробочка, вьюга свистит, (Дудочка)

Белка на ёлке орешки всё грызё т: «Цок-цок» (Кастаньеты)

Рыжая лисичка зайчика стережёт (Маракасы)

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит (Треугольник)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (Ложки)

С горки «у-ух!» (Металлофон) В ямку «бух!» (Тарелочки)

Приехали!

Воспитатель: Смотрите, на столе появилась коробочка, что в ней? ( ответы детей: фасоль). Давайте произнесем это слово по слогам (фа-соль). Какие нотки здесь спрятались: «ФА» и «СОЛЬ». Куда же разместить их в домике?

Музыкальный руководитель : Между первой и второй

«ФА» глядит в окошко.

Между первой и второй

Тесно ей немножко. Самая гордая нота.

На второй линейке «СОЛЬ» - непоседа,

С нотой «Фа» встречается.

Вместе их произнесем -

Слово получается. (Прикрепляют две ноты на нотный стан)

Муз. руководитель: Смотрите, ребята, возле домика – перчатка (в ней нота «ЛЯ»)

-А вы меня заметили?-

Спросила нота «ля»,-

Пою я детям песенки:

Тра-ля-ля-ля-ля!

Нота «ЛЯ» - игривая, почему же она в перчатке? Я, кажется, знаю, что это обозначает. В своем королевстве Скрипичный ключ отвечает за то, чтобы пальчики у музыкантов никогда не болели. И поэтому все музыканты делают специальную гимнастику – пальчиковую (упражнение с использованием дидактического пособия «клавиатура»)

6-е задание Пальчиковая гимнастика

«Пианист» Я. Яртова

Воспитатель: Где живет нотка «ЛЯ»

Муз. руководитель: Между второй и третьей

Нота Ля смотрит, словно из окна

(прикрепляет ноту на нотный стан).

Воспитатель: Где же седьмая нотка?

Муз. руководитель: «Си» – седьмая нота - самая младшая и капризная. Но очень соскучилась и сама вернулась к своим друзьям.

Семь – счастливое число!

Вам, ребята, повезло!

Ровно семь их – семь сестер,

И язык их не хитер!

Глаза мы закрываем, и про себя считаем: раз, два, три, четыре, пять… Музыкантом хочу стать!

7-е задание Танец «Шел по лесу музыкант»

С. Суэтова

Заключительный этап

Муз. руководитель: Вот и все нотки в домике, Король Музыкальной страны благодарит всех за то, что помогли вернуть все нотки: радость и веселье в Королевство. Трудно ли было кому-то выполнять задания? Что понравилось больше всего? С какой ноткой хотелось бы еще встретиться? (ответы детей).

Муз. руководитель: Оцените свою работу, перед вами две нотки, выберите желтую нотку, если вам понравилось на занятии. Если считаете, что надо еще потрудиться, что-то улучшить, то возьмите синюю нотку.

Дети размещают нотки на оценочном панно. Музыкальный руководитель комментирует полученный результат: если есть синие нотки, то интересуется у ребенка причиной данного выбора и принимает положительное решение.

Муз. руководитель: За ваше старание и желание помочь, Король дарит вам музыкальную игру «Веселые нотки» : шапочки с нотками и скрипичным ключом (музыкальный руководитель каждому ребенку вручает шапочку с комментариями, за что ребенок ее получает: за желание помочь жителям музыкальной страны, за хорошее исполнение песни, за веселую игру на музыкальном инструменте, за правильное выполнение пальчиковой гимнастики, за четкость выполнения движений, за выразительное чтение стихотворения, и т. д.).

Муз. руководитель: Поиграть в эту игру вы сможете в группе, выучив слова песенки и правила этой игры.

Домашнее задание: Игра «Веселые нотки» (под веселую музыку дети идут по кругу и по окончании строятся в звукоряд)

Мы по кругу идем-

Звонко песенку поем.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Си-ля соль-фа-ми-ре-до

А как песенку допели

В звукоряд все быстро стали.

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Волшебная страна комнатных растений»Конспект занятия в средней группе «Волшебная страна комнатных растений» 10 января ребята средней группы "Почемучки" отметили День Комнатных растений Тема: «Волшебная страна комнатных растений» Цель: продолжать.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию «Музыкальная Италия» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию,с детьми старшего дошкольного возраста: "Музыкальная Италия" Цель: Знакомство детей.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Страна Детства»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Страна Детства» Детство — это самое счастливое время для многих из нас, мы всегда с очень теплыми чувствами вспоминаем годы нашей молодости и детства.

Конспект занятия в нетрадиционной технике проступающего рисунка «Страна цветочных снов»Конспект занятия в нетрадиционной технике проступающего рисунка «Страна цветочных снов» Цель: познакомить детей с техникой «Проступающий рисунок» (восковые мелки + акварель, развивать фантазию. Задачи: Обучающие: закреплять.

Конспект занятия по экспериментированию с песком для подготовительной группы «Песочная страна»Конспект занятия по экспериментированию с песком для подготовительной группы «Песочная страна» Цель занятия: познакомить детей со свойствами песка, создать условия для формирования у детей интереса к опытно - экспериментальной деятельности,.

Конспект занятия «Мой город, моя страна, моя планета» Цель: Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; Задачи: 1. расширять и укреплять знания детей о стране и родном городе.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по теме «Моя страна» .

Конспект занятия «Волшебная страна головоломок» для старшего дошкольного возраста! Тема: «Волшебная страна головоломок» Цель: - Посредством игровых заданий, проблемных ситуаций мотивировать детей на достижение цели..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Музыкальная страна»
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 23:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Музыкальная страна»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Савина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД