Татьяна Терехова
«Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных
Оборудование и материалы: маленькие зеркала для всех детей, бумажные короны с рисунками, воздушные шарики.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Ответы детей)
Ребята, мы с вами уже знаем, что все мы, люди, дышим : вдыхаем и выдыхаем воздух. А что для этого нам нужно? (Ответы детей).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы дыхания, лёгкие
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужен нос?
Дети: Нос помогает нам дышать и чувствовать запахи.
Воспитатель: Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у вас носы? Чем то они похожи, но в тоже время, у каждого человека свой, неповторимый нос. И каждый по своему хорош. А для чего в носу дырочки? Не для того же в самом деле, чтобы совать туда пальцы? давайте посмотрим как устроен наш собственный нос. Дети рассматривают свои носы в зеркале.
Рассказ педагога. Дети рассматривают таблицу «Строение носа».
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которых покрытые волосками. Вы и сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в лёгкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и наш нос очищается. Воспитатель: Почему у человека иногда бывает насморк? (Ответы детей)
Для чего нужен носовой платок и почему его надо часто менять? (Ответы детей.)
А какие способы лечения простуды вы знаете? (Ответы детей)
Пояснения педагога
Нужно одеваться по погоде. Главное, чтобы ноги были в тепле. Ещё древние греки говорили: «Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле». Промочил ноги – схватил насморк. Можно попарить ноги в тазике с горячей водой, в которую можно добавить горчицы. Затем ноги надо вытереть сухо – насухо и надеть шерстяные носки. И ещё надо выпить горячего чая с мёдом и или малиной. А если чихаете, обязательно прикрывайте нос платком, чтобы не заражать своими микробами всех, кто находится рядом.
Не засовывайте в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т. п., а если иногда простужаетесь, то никогда не сморкайтесь сильно и не втягивайте в себя слизь, чтобы не заболело ухо, всегда пользуйтесь только своим носовым платком.
Я хочу вам дать совет.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон когда придёт,
Тихо спать, закрывши рот.
Ещё можно пожелать
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
(Ю. Прокопович)
Нос - это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм.
Показываю детям, где у них примерно находятся трахеи и легкие (необязательно их называть) - это особые трубочки в которые поступает воздух. Но и это не конец пути. Дальше воздух попадает в главный орган дыхания - легкие. Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе и сдуваются при выдохе. (рассказ сопровождаю показом на плакате). Вдохнем глубоко, наши легкие внутри как будто "надулись шарики", наша грудь поднимается - в ней много воздуха. Теперь выдохнем, воздух выходит, и наши легкие как бы "сдуваются".
Для того чтобы легкие работали, нужен не весь воздух, а только его часть - кислород. Человек вдыхает воздух, его легкие всасывают кислород и выдыхают воздух обратно. Воздух легкий и невидимый, он состоит из нескольких газов. Один из них - кислород. Именно он нужен для дыхания живым существам. А выдыхают люди и звери другой газ - углекислый.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете чем отличаются газ, жидкость (вода) и твердое вещество (тело? (рассуждения детей). Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких - маленьких частичек. Эти частички ведут себя по - разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе).
Первый этап игры. Дети изображают частички в твердом веществе, надевая бумажные короны с сосулькой. Встают рядом друг с другом, согнув руки в локтях и соединив свою ладошку с ладошкой соседа. При этом дети стоят неподвижно: частички в твердых телах не двигаются, они не свободны.
Второй этап. Изображаем жидкость (короны с капелькой). Дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянуты). Жидкость течет.
Третий этап. Изображаем газ (короны шариками). Дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начинают сталкиваться с друг другом. Объясняю детям, что вот также сталкиваются частички в газах, по этому газам как бы не хватает места, они стремятся вырваться наружу, как убегает воздух из шарика, когда в нем появляется дырка.
Воспитатель: Откуда берется кислород воздухе? (размышления детей) .Ведь мы его все время вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ. Ставлю перед детьми любое комнатное растение. Кислород вырабатывается на специальной "фабрике". Это фабрика- зеленые листья растений. В отличие от нас, они "любят" углекислый газ, Вдыхают его и нам людям и животным, очень хорошо жить рядом с такими соседями. Фабрики, дающие нам кислород, есть не только на суше, но и в океане. Там ведь плавает огромное количество маленьких, иногда совсем крошечных растений. Ребята как вы думаете, почему нужно беречь леса и океаны
(ответы детей).
Опыт.
Цель: Выясняю, почему у верблюда, сайгака такая не обычная форма носа. Оборудование и материалы: фотографии указанных животных, трех литровая банка с крышкой, не большое количество песка, резиновый шланг, груша.
В трехлитровую банку насыпаю немного песка, закрываю полиэтиленовой крышкой, переворачиваю на бок. Песок должен покрывать тонким слоем стекло. Проделала в крышке отверстие и вставила в него шланг соединив его с резиновой грушей. Она понадобиться для того чтобы накачивать воздух в банку. Необходимо при этом соблюдать технику безопасности, что бы вовремя опытов песок случайно не попал детям в глаза, и в дыхательные органы. Можно поместить в банку маленькую игрушку верблюда.
Рассматриваем с детьми фотографии или рисунки животных, обращаю внимание на форму их носа. Затем переходим к проведению опытов. Ребята давайте предположим, перед нами - песчаная пустыня. Налетает ветер (резко сжимает грушу, чтобы песок поднимался). Вот такие песчаные бури, только еще сильнее, бывают в настоящих пустынях, где живут верблюды, сайгаки. Ребята, а сейчас вы можете сами ответить на мой вопрос - Почему у них такие необычные носы? мы уже говорили, что даже наш не большой, по сравнению с верблюжьим, нос не пропускает пыль. Представьте, как нос сайгака или верблюда помогает ему во время бури? носящиеся в воздухе песчинки попадают в нос, который не пропускает их дальше.