Татьяна Щербинина
Педагогический проект «Дышим правильно-говорим легко»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
В логопедические группы нашего детского сада поступают дети с диагнозом общее недоразвитие речи. Это сложное и трудноустранимое нарушение, которое распространяется как на звуковую, так и на смысловую стороны речи. Кроме того, дети, наряду с речевым дефектом, имеют сопутствующие нарушения, а также страдают различными соматическими заболеваниями, что как правило, находит отражение в медицинских заключениях (частые ОРВИ, ОРЗ, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции и т. д.). Поэтому, одним из приоритетных направлений логопедической работы является создание здоровьесберегающих условий, т. е. такой организации образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот, способствуют его укреплению.
Публикация «Педагогический проект „Дышим правильно-говорим легко“» размещена в разделах
Одним из здоровьесберегающих компонентов является формирование правильного дыхания. Умеем ли мы правильно дышать? «А как же ответите вы?» - ответите вы. Мы дышим постоянно, непрерывно, дыхание жизненно необходимо человеку. Но здесь мы говорим о дыхании физиологическом, как обязательном признаке организма. Но есть еще дыхание речевое, которое появляется в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого выдоха, а также профилактике болезней дыхательных путей.
В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Они развивают продолжительный, равномерный вдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.
Проведенный опрос родителей по данной теме позволил сделать вывод об их недостаточной осведомленности о причинах речевого недоразвития, частых простудных заболеваний и роли дыхания в этом. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мною был разработан проект «Дышим правильно – говорим легко», который включает в себя комплекс мероприятий по формированию правильного дыхания, направленный не только на речевое развитие детей, но и на профилактику простудных заболеваний. Этот проект направлен на создание условий для активного вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Сроки реализации проекта – сентябрь – ноябрь 2015 года.
Цель проекта: расширение знаний и углубленных представлений родителей о значении формирования правильного дыхания для речевого и соматического здоровья детей.
Задачи:
• расширять интегрированные связи педагогов и родителей в целях преодоления речевого недоразвития;
• создавать атмосферу сотрудничества в процессе совместной деятельности: логопед – ребенок – родители;
• познакомить родителей с механизмами физиологического и речевого дыхания;
• обучать доступным приемам, развивающим речевое дыхание через игру;
• пропагандировать знания, полученные в рамках проекта в кругу семьи и ближайшем окружении.
Содержание деятельности в рамках проекта предполагает активные формы взаимодействия с родителями: консультации, презентации, практикумы, открытые занятия, которые отражены в тематическом плане.
Планируемые результаты:
вовлечение родителей воспитанников в коррекционно-образовательный процесс;
осознание родителями значимости правильного дыхания в речевом развитии ребенка;
снижение уровня простудных заболеваний у детей логопедической группы;
разработка буклетов, папок-передвижек по данной теме;
выпуск статьи в СМИ;
создание картотеки игр и упражнений по развитию правильного дыхания.
Тематический план на сентябрь – ноябрь 2015 года
Сентябрь
Цель: Привлечение внимания родителей к проблеме, расширение знаний о механизмах процесса дыхания.
1. Консультация «Физиологическое и речевое дыхание – две стороны единого процесса. Несовершенства речевого дыхания у детей».
2. Презентация в слайдах «Дышим правильно – говорим легко».
3. Выпуск статьи «О правильном дыхании» в СМИ.
Октябрь
Цель: Обучение родителей доступным приемам, развивающим физиологическое и речевое дыхание, пропаганда логопедических знаний.
1. Консультация-практикум «Дыхательная гимнастика – основа правильного дыхания».
2. Открытое занятие (демонстрация игровых приемов по развитию плавного выдоха) «Приключение в Стране дыхания».
3. Выпуск папки-передвижки с играми на развитие правильного дыхания «Веселые дыхалочки».
ноябрь
Цель: Организация совместной деятельности родителей и детей с целью закрепления полученных навыков.
1. Викторина для детей и родителей «Дышат взрослые и дети, все живое на планете!»
2. Совместный выпуск стенгазеты: «Каждый должен это знать - важно правильно дышать!»