Олеся Москаленко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Забавная гостья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Забавная гостья».
Дата проведения: 18. 05. 2016 г.
Программные задачи:
1. Учить детей описывать сюжетную картинку, уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Забавная гостья“» размещена в разделах
2. Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и графомоторные навыки, формировать грамматически правильную речь.
3. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).
Методы и приемы: проблемная ситуация, физкультминутка, дидактические игры, вопросы, поощрения, педагогическая оценка.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме.
Индивидуальная работа: активировать малоактивных детей.
Предварительная работа: Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр, заучивание пословиц о весне, отгадывание загадок.
Оборудование: иллюстрации, разрезные картинки, мячик, музыкальный центр.
Ход:
Дети входят под музыку.
Воспитатель: Ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Воспитатель: А сейчас, чтоб весна пришла к нам быстрее, мы её покличем:
Весна, весна,
Отворяй ворота
Приходи поскорей
Землю согрей!
Ой, а к нам и правда кто – то стучится, кто же это может быть? Давайте мы с вами посмотрим, кто же это?
Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи, Весняночка, будешь нашей гостьей.
Веснянка: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на весеннюю полянку, чтобы поговорить о чудесном времени года. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. Оно является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Ребята, а чтобы отправится на весеннюю полянку, скажите, как называются весенние месяцы? (ответы детей)
Веснянка: Правильно, молодцы! А теперь закройте глаза и послушайте ребята, как композитор П. И. Чайковский нам рассказал о весне.
Дети слушают «Времена года» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Посмотрите, вот мы и очутились на весенней полянке.
Воспитатель: Послушай, Веснянка, сколько всего интересного о тебе знают наши детки, чтобы порадовать Веснянку мы для нее назовем признаки весны и покажем их на картинках. А вот и приметы весны. Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.
Какие приметы весны изображены на картинах? (Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.
Веснянка: Спасибо, ребята, порадовали меня! Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, поиграем в игру: «Назови – ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка.
Веснянка: Молодцы, ребята! Все назвали правильно! Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла. Я хочу поиграть с Вами еще в одну игру «Весенние слова» (игра проводится с мячом) Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чём я говорю.
- Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо)
- Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце)
- Светлый, солнечный, весенний, погожий (день)
- Первые, молодые, зелёные, клейкие (листочки)
- Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие (птицы)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все слова отгадали. А теперь Веснянка давай поиграем в нашу любимую игру «Веснянка» (дети становятся в круг)
Солнышко, солнышко
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло (идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на носочках, руки вверх)
Веснянка: Спасибо, мне очень понравилась Ваша игра. Ребята, я очень люблю загадывать загадки. И приготовила несколько загадок для Вас. Сейчас я загадаю вам загадки, вы их отгадаете, и найдете на картинках (на столе разложены картинки, дети отгадывают загадки и вешают картинки на мольберт)
Цветик жёлто-золотистый,
Как цыплёночек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка … (мимоза)
Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? (капель)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы. (Скворечник)
В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут. (Гнездо)
На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит. (Ледоход)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Дети, а кто знает пословицы о весне?
Дети называют пословицы:
Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Потрудись весной – сытым будешь зимой.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Больше землю удобряй, будет выше урожай.
Воспитатель: А сейчас минута отдыха, поиграем в игру, повторяйте за мной.
Физкультминутка «Если речка голубая…»
Если речка голубая
Пробудилась ото сна (руки вверх, потянулись)
И бежит в полях, сверкая (прыжки на месте,
Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна (приседания)
И поёт пичужек стая
Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши)
Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна (наклоны головы к левому – правому плечу)
Нам ещё приятней станет-
Значит, к нам пришла весна (прыжки на месте)
Воспитатель: Ребята, а еще весной просыпаются цветы! Я Вам приготовила картинки с изображением цветов. Я буду их Вам показывать, а Вы мне их назовете. Дети по очереди показывают и называют цветы.
Воспитатель: Молодцы, все цветы вы знаете. А теперь давайте поиграем в игру «Собери цветок». Делимся на две подгруппы.
Дидактическая игра «Собери цветок».
Воспитатель дает детям конверт, в нем разрезные картинки цветов.
Затем воспитатель спрашивает, какой цветок у кого получился.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.
Пальчиковая гимнастика «Весенний цветок»
Вырос Высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе - врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.
Веснянка: Спасибо, ребята! С Вами было очень весело, но мне пора идти! До свидания!
Воспитатель: Ну, и нам пора возвращаться в детский сад! Молодцы ребята, вы меня порадовали тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось? Что сегодня было сложно для вас? Что было легко?
Ответы детей.