Елена Коновалова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять и углублять представления детей о насекомых, об их существенных признаках; совершенствовать грамматический строй речи (подбор к глаголу имени существительному, образование существительных в форме множественного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами); уточнить произношение звука [ч], продолжать развивать фонематический слух, продолжать совершенствовать навыки детей в звуковом анализе слова; развивать связную речь, общую и мелкую моторику детей; продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Дидактический материал: игрушки-насекомые, цветок с лепестками-заданиями, мяч, мешочек с подарками, туча, аудиозапись «Дождь и гром».
Раздаточный материал: звуковые дорожки (на каждого ребенка, кружочки для обозначения звуков.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними
К нам на занятие прилетела пчёлка и принесла с собой вот такой красивый цветок. Но он не простой, лепесточки-то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем.
2. Основной этап.
Воспитатель: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла…».
Воспитатель: Вот они друзья пчёлки. А как их можно назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Слушайте внимательно второе задание. Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых. Что объединяет всех насекомых?
Дети: У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко, крылья, 6 лапок.
Воспитатель: Скажите, насекомые бывают какие?
Дети: Хищные (кузнечик, стрекоза, божья коровка).
Воспитатель: А почему они хищные?
Дети: Они поедают других насекомых.
Воспитатель: Какие ещё есть насекомые?
Дети: Полезные (бабочка, пчела, муравей). Они опыляют цветы, пчёлы приносят мёд, муравья разносят семена разных растений по лесу).
Воспитатель: И последняя группа насекомых?
Дети: Вредные (муха, комар, гусеница: разносит микробы, пьёт кровь, поедает листья).
Воспитатель: Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительному, подходящего по смыслу, игра с мячом)
Порхает (кто) – бабочка
Жужжит – жук
Звенит – комар
Собирает мед – пчела
Жалит – оса
Прыгает – кузнечик
Трудится – муравей
Ползает – гусеница
Воспитатель: Пчё лка говорит: «Мне кажется, что на нашей полянке мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много». Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будите отвечать так, как их много.
Образование существительных в форме множественного числа.
Муха – много мух
Бабочка – много бабочек
Комар – много комаров
Шмель – много шмелей
Кузнечик – мног кузнечиков
Пчела – много пчел
Стрекоза – много стрекоз
Паук-много пауков
Воспитатель: На следующем лепестке написано, что пчёлка хочет, чтобы мы превратились в насекомых.
Физминутка «Вот жужжит пчела»
Вот жужжит пчела: «Жу-жу», (Дети машут руками, кружатся на месте)
В улей мед с утра вожу.»
А комарик: «Взить» да «взить» - (Вытягивают вперед указательные пальцы)
Норовит нас укусить.
Ну а шмель – как паровоз: (Руки на поясе, делают «пружинку»)
«Уф» да «уф» - пыльцу повез.
А кузнечик – прыг да прыг, (Прыгают на двух ногах)
Взял и скрылся в один миг.
Воспитатель: А теперь пчёлка хочет, чтобы мы назвали насекомых ласково. Игра «Назови ласково».
Паук-паучок
Жук-жучок
Муравей-муравьишка
Пчела-пчёлка
Комар – комарик
стрекоза – стрекозка
муха – мушка.
Воспитатель: На следующем лепестке написано, что пчёлка хочет превратить наши пальчики в насекомых. Приготовили ладошки:
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек, Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Воспитатель: А у друга пчёлки-кузнечика-сегодня день рождения. И у кузнечика есть любимый звук –звук [ч]. Давайте расскажем кузнечику, что мы знаем про этот звук.
Дети: во рту преграда, он согласный, глухой, всегда мягкий.
Воспитатель: На день рождения принято дарить подарки. В этом мешочке предметы. В названии некоторых из них есть звук [ч]. Кузнечик хочет получить в подарок только те предметы, в названии которых есть его любимый звук.
Хорошо было на весенней полянке. Да вот беда: слишком ярко светило солнышко, давно не было дождика. Травка и цветочки начали вянуть. Насекомым нужны капельки дождя, чтобы напиться воды. А дождика всё нет и нет. Ребята, а с чего начинается дождик?
Дети: с тучи.
Воспитатель: Значит нам нужно, чтобы на нашей полянке появилась туча. Она появится, если мы сможем записать слово «туча» символами-кружочками.
3. Итог занятия.
Детки, вот и туча появилась, дождь начинается. Значит мы справились с этим заданием. Вы молодцы, сегодня хорошо работали и выполнили все задания пчёлки.