Валентина Гайворонская
Эмоция в жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции - особый класс психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем
друг друга,можем,не пользуясь речью,судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на
Публикация «Эмоция в жизни детей» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
совместную речь,деятельность и общение. Замечательными,например,является тот факт,что люди,
принадлежащие к разным культурам,способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения
человеческого лица,определять по нему такие эмоциональные состояния,как радость,гнев,печаль,
Страх,отвращение,удивление. Всё это можно сказать и в отношениях к животным.
"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений педагога. Эмоции являются"центральным"звеном психической жизни человека,и прежде всего ребёнка" Роль эмоции. Л. Выготский.
Эмоции играют огромную роль в познавательной деятельности ребёнка однако педагогам следует помнить,что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые познают мир умом,маленькие дети -эмоциями. Для взрослых людей информация первична,отношение вторично. У детей всё наоборот :отношение первично,информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первичное значение в развитии познавательной сферы ребёнка,в формирования у него определённого мировоззрения,для развития его личности.
Отношение к миру формируется у ребёнка только в процессе его жизни. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у взрослых,часто принимая всё на веру,и не требуя доказательств.
Процесс формирования отношений-сложный процесс. Трудности в первую очередь связаны с тем,что это скрытый процесс. Пока идёт непосредственное формирование. Мы не знаем,какое отношение получаем в результате.
Истинное отношение,т. е конечный результат,проявляется только в действиях и поступках человека. Когда нас радуют действия и поступки других людей,мы не задумываемся о том,как формировалось данное позитивное отношение к чему-либо. Мы начинаем бить тревогу только тогда,когда поступки и действия нас не устраивают,и даже пугают.
Нас начинают мучить вопросы:поему так получилось? Что послужило причиной? В этом случае очень хочется вернуться к исходной точке, когда всё началось и было ещё не плохо, и пройти путь формирования отношений заново. Но вернуться назад и проделать заново путь формирования отношения практически не возможно. Поэтому в работе за школьниками каждому человеку важно помнить следующее: чем бы не занимались с детьми, о чём бы не рассказывали им, что бы мы не развивали в них, всегда и везде интенсивно, помимо нашей с вами вам идёт процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И в конечном счёте именно это отношение будет определять, на что в будущем направят ребёнка, его знания и способности: на созидание или на расточительство и разрушение.
Поэтому необходимо создать такие условия для жизни ребёнка, чтобы богатейшая эмоционально-чувственное восприятия мира позволило малышу стать человеком с большой буквы.
ЭМОЦИИ :
- выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);
- способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
- пробуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;
- помогают приспособиться к ситуации;
- сопровождают общие (выбор партнёра, привязанности и т. д.) и все виды деятельности;
- являются показателем общего состояния ребёнка, его физического и психологического самочувствия.
Эмоции принимают активное участие в эстетическом воспитании детей.
Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Художники - живописцы, образно отражая предметный мир, передают свои чувства и отношения к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных и художественных средств. Счастье, восторг, неутешное горе, радость бытия и многие другие эмоциональные состояния донесли до нас полотна великих мастеров.
Однако ограниченный опыт и возможности маленького ребёнка не позволяют ему самостоятельно постигнуть мир человеческой души, отраженный в произведениях живописи. Для этого ребенку необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и настроением, которое выражено в произведениях изобразительного искусства, приобщит к способам его постижения.
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают, так называемые, вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т. п. Соответствующим образом организованна работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребёнка, но смягчить её и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Педагогическую работу важно строить с учётом следующих положений.
1. Системность организации психики ребёнка. (развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы ощущения, мышления, воображения и их регуляции).
2. Опора на возрастные возможности и сенситивные периоды дошкольного детства. (Учёт интересов детей, определяемых их возрастом).
3. По этапность педагогической работы.
В журнале "Дошкольное воспитание" № 1, 2003 г. статья "Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности" предлагают задачи и варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы.