Людмила Сливова
Программа по формированию здорового образа жизни «Наш выбор — здоровый образ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ГКУ СО КК Директор ГКУ СО КК
«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
___Н. А. Скрыпченко ___Н. А. Кульчицкая
«___» ___ 2015 года «___» ___ 2015 года
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
по формированию здорового образа жизни
Публикация «Программа по формированию здорового образа жизни „Наш выбор — здоровый образ жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
«Наш выбор – здоровый образ жизни»
Разработчики: воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации Сливова Л. В.
Краснодар
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«В здоровом теле - здоровый дух» - крылатое латинское выражение ( традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье).
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения детей, без ущерба для их здоровья.
В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушения зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика прекрасно развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Режим дня - одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет ребенку выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.
Программа «Наш выбор – здоровый образ жизни» направлена на охрану здоровья воспитанников и пропаганду здорового образа жизни.
Она обеспечивает:
• пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
• формирование установки на использование здорового питания;
• становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя;
• развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Цель программы - сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, применяя полученные знания и умения в повседневной жизни.
Задачи программы :
Обучающие:
• Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни;
• Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене.
Развивающие:
• Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье, здоровом образе жизни, чувства ответственности не только за себя, но и за здоровье других людей.
• Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела
• Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
• Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
• Формирование установки на здоровый образ жизни;
• Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
• Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
• Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Виды занятий:
• беседы;
• оздоровительные минутки;
• подвижные игры;
• комплекс упражнений по зрительной гимнастике;
• комплекс упражнений по дыхательной гимнастике;
• комплекс утренней гимнастики;
• викторины.
Организационные формы и приемы обучения
Дети младшего школьного возраста запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому занятия должны быть конкретными, краткими и понятными.
Укрепление здоровья детей во время учебного процесса
• Проветривание помещения.
• Соблюдение правильной осанки.
• Смена видов деятельности.
• Использование элементов самомассажа.
• В состав упражнений для физкультминуток включены: упражнения для формирования осанки, укрепления зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, рук, релаксационные упражнения для мимики лица.
Требования к уровню подготовки учащихся
Дети должны знать:
• Понятия: здоровье, эмоции, воля, стресс, табак, алкоголь;
• Внешнее строение тела человека: свой рост, вес, значение органов чувств и уход за ними;
• Опасность вредных привычек и их профилактика;
• Методы борьбы со стрессом;
• Важность закаливания и гигиены организма.
Организация деятельности младших школьников основывается на следующих принципах:
• добровольности участия детей;
• научности (научная достоверность);
• доступности (соответствие содержания фактического и теоретического материала возрастным и познавательным возможностям воспитанников);
• сознательности и активности;
• наглядности (обращение с литературой о здоровье);
• связь теории с практикой;
• индивидуального подхода к детям.
Ожидаемые результаты:
• снижение заболеваемости среди детей.
• создание сплоченного коллектива;
• личностный рост воспитанников;
• принятие детьми здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Методика и технология реализации:
Программа состоит из 12 занятий. Общий объем занятий – 12 академических часов.
Категория обучаемых: несовершеннолетние подростки в возрасте 7-12 лет.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в группе по 5-7 человек, для всех видов практических занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 минут.
Форма проведения : групповая.
Данная форма организации позволяет объединить детей с различными навыками в одну группу, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т. е. на протяжении всего цикла проведения нет повторяющихся занятий.
Индивидуальная работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей в ходе реализации программы.
Занятия проводятся в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки при необходимости.
Состав исполнителей: социальные педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специально оборудованная комната для проведения занятий.
Мониторинг эффективности работы: осуществляется на всех этапах реализации программы.
• Диагностические критерии оценки знаний в форме анкетирования;
• Имеет представление о здоровьесберегающих технологиях;
• Владеет комплексами гимнастик;
• Умеет самостоятельно провести различные виды гимнастик для сверстников;
• Может владеть своим поведением в стрессовых ситуациях;
• Владеет знаниями о вредных привычках.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическое занятие: «Что такое здоровый образ жизни?»
Рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека; актуализировать личностный смысл детей к сохранению здоровья.
2. Теоретическое занятие: «Моё отношение к здоровью и здоровому образу жизни»
Анкетирование обучающихся о здоровье как решающем факторе реализации возможностей человека во всех сферах жизни, в том числе и в обучении.
3. Теоретическое занятие: «Как сохранить хорошее зрение?»
Краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.
Показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.
4. Теоретическое занятие: «Что такое дыхательная гимнастика?»
Познакомить детей с правилами дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой. Профилактика заболеваний дыхательной системы детей.
5. Теоретическое занятие: «Если хочешь быть здоров – правильно питайся!»
Способствовать формированию привычки правильно питаться и соблюдать режим питания. Способствовать выработки навыков выбора правильных продуктов питания и составление ежедневного рациона.
6. Теоретическое занятие: «Если хочешь быть здоров – спортом занимайся!»
Формировать у детей убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности. Спорт – как основа здорового образа жизни.
7. Теоретическое занятие: «Правила личной гигиены»
Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Знакомство детей с правила личной гигиены.
8. Теоретическое занятие: «Режим дня, для чего он нужен»
Дать понятие о здоровом образе жизни, о режиме дня; познакомить детей с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня.
9. Теоретическое занятие: «Вредные привычки» (алкоголь).
Познакомить детей с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя. Научить оказывать сопротивление негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.
10. Теоретическое занятие: «Вредные привычки» (табакокурение и наркомания).
Познакомить детей с распространенными мотивами и последствиями табакокурения и наркомании. Научить оказывать сопротивление негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.
11. Теоретическое занятие: «Что такое стресс?»
Познакомить детей с понятием «стресс», «стрессоустойчивость». Развивать способности всегда управлять своими эмоциями, уметь выдержать напор в сложных и экстремальных ситуациях. Обучение способам снятия стресса.
12. Заключительное занятие: «В здоровом теле – здоровый дух»
Способствовать воспитанию здорового образа жизни; формированию у детей необходимые знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
Список используемой литературы
Основная литература
• Абрамова И. В., Бочкарёва Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара, 2004г. Вишневская Е. Л. и др.
• Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни. М., 2000
• Здоровье. Что это такое и как его сохранить. М., ДИЛЯ, 2004 Ковалько В. И.
• Здоровьесберегающие технологии. М., ВАКО, 2004г.
Дополнительная литература
• Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г., Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М. : ОЛМА_ПРЕСС Инвест, 2003.
• Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья : 1-4 класс. – М. : ВАКО, 2004.
• Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Твоё здоровье : укрепление организма. СПб., 1998.
• Сладков Н. А., Рассказы. – М. : Детская литература, 1996.
• Михалков С., Стихи. – М. : Детская литература, 1995.