Галина Фундурак
Занятие в младшей группе «Выпечка хлеба на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Выпечка хлеба на Руси»
Цель: «Продолжать знакомить с процессом выпечки хлеба; прививать любовь к русскому быту; уточнить представление о главных злаковых культурах (рожь и пшеница, из которых выпекают хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу, умением им дорожить; закрепить знание о предметах русской избы: печь, прялка, посуда; воспитать бережное отношение к старинным вещам.»
Предварительная работа:
Публикация «Занятие в младшей группе „Выпечка хлеба на Руси“» размещена в разделах
Разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен о хлебе, рассматривание иллюстраций. Беседа о родной земле, о хлебе.
Используемый материал:
Игрушка – «Домовенок Кузя»; наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб»; иллюстрации с изображением колосьев ржи и пшеницы, выпечка хлеба, хлеб на столе; предметы быта русской избы: посуда, горшки, миски, ложки, сито, скалка.
Ход занятия
Дети сидят за столом.
Воспитатель: Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место.
Что это?
Дети: Хлеб!
Стук в дверь. Появляется игрушечный домовенок, на блюде у него хлеб.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел «Домовенок Кузя». Давайте с ним поздороваемся!
Дети здороваются.
Домовенок Кузя: Я к вам в гости пришел не с пустыми руками, посмотрите, что я вам принес!
Дети: Хлеб!
Домовенок Кузя: Он такой мягкий, пахучий, вкусный.
Воспитатель: Спасибо тебе, Кузя. Ты вовремя пришел. Мне поможешь рассказать детям, как в старину пекли хлеб. Пойдем в «Русскую избу» и мы расскажем, как в давние времена на Руси пекли хлеб.
Воспитатель ведет детей в «Русскую избу». Дети входят в избу и рассаживаются по лавкам.
Воспитатель: В каждой избе раньше была печь-печка-матушка, печка-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты, прялки.
Воспитатель показывает детям печь. Чугунки, горшки, ухват, прялку.
Воспитатель: В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Так что же можно готовить в печи, кто мне расскажет?
(Ответ детей) Картошку, кашу, хлеб, пироги, щи.
Воспитатель: Домовенок Кузя, наши дети знают много русских народных песен и любят их петь. Потешьте домовенка, спойте для него!
Физ. Минутка
Дети встают и поют русскую народную песню:
К нам гости пришли, (кланяются)
Дорогие пришли. (кланяются)
Мы не зря кисель варили, (круговые движения рукой)
Пироги пекли. (хлопанье руками с наклоном)
С малиной пирог (топанье ногами)
И с капустой пирог, (топанье ногами)
А который без начинки – (хлопанье руками в ладоши)
Самый вкусный пирог!
Домовенок Кузя: Ай да молодцы! Как хорошо поете!
Дети рассаживаются по лавкам.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами узнаем как раньше выпекали хлеб. В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступили к работе.
Воспитатель показывает иллюстрацию «Выпечка хлеба», предлагает полюбоваться иллюстрацией.
Воспитатель: Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зуб». Брали щепотку муки и разжевывали. Если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая. Перед замесом теста муку просеивали через сито.
Воспитатель показывает сито и спрашивает:
- Ребята, что это?
Дети: Сито!
Воспитатель: Для чего оно нужно?
Дети: Для просеивания муки.
На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мук (рожь, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная.
Воспитатель: Посмотрите – это мука. Из чего она получается?
Дети: Из пшеницы.
Воспитатель: Да, это мука белая, пшеничная. Она идет на выпечку белого хлеба, сдобных изделий и пирогов. Как называется злаковое растение, из зерен которого получают муку для выпечки черного хлеба?
Дети: Рожь.
Воспитатель: Верно, это рожь.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением колосьев пшеницы и ржи.
Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформировав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Как мы уже говорили, печи на Руси были особенные. Они обогревали помещения, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.
Ставили хлеб в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба.
Пекли хлеб строго при определенной температуре.
Как измерить температуру, если нет термометра? (ответ детей)
Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты.
Показ иллюстраций «Хлеб на столе».
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уже стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
Встретить гостя с хлебом - солью означало проявить уважение и почет гостю.
Разделить хлеб – признать человека другом.
Воспитатель: Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети: Каждую крошку – в ладушку!
Хлеб – всему голова!
Хлеб не швыряете, он святой!
Воспитатель: Ребята, что сегодня нового и интересного узнали?
Катя – Как выпекали хлеб в старину!
Никита – Хлеб пекли в русской печи!
Юля – Тесто месили в деревянной кадушке!
Даниил – Хлеб ставили в печь с молитвой!
Лиана – Пока хлеб в печи, нельзя было ссориться
Воспитатель: Какая бывает мука?
Дети: Пшеничная, ржаная!
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все запомнили, все внимательно слушали.
Домовенок Кузя: Теперь вы знаете, сколько труда нужно вложить, чтобы испечь хлеб.
Воспитатель: Хлебом надо дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб – наше богатство!
В следующий раз мы с вами узнаем, как выпекают хлеб сейчас, в наше с вами время, как на помощь человеку приходят машины и облегчают его труд.
Домовенок Кузя прощается с детьми.
Дети и воспитатель идут в групповую комнату.