Галина Клюкина
Мини-музей хлеба
▼ Скачать + Заказать документы
«Ближняя дорога» к сердцу ребенка: предметы и явления, которые его окружают и могут благотворно влиять на формирование его морального облика. Например, хлеб. Издавна в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка» и «кормилец». Мы же привыкли к другим словам: «Хлеб – наше национальное богатство, достояние».
Публикация «Мини-музей хлеба» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Темочки
Действительно, эта тема актуальна в детском саду, так как дети часто небрежно относятся к хлебу. Дошкольников следует подводить к пониманию истинной стоимости хлеба через ознакомление с трудом хлеборобов. Однако, в условиях города знакомить детей с сельскохозяйственным трудом не просто, поскольку нельзя организовать его непосредственное наблюдение. В этом отношении сельские дети находятся в более выгодном положении: их можно познакомить с процессом выращивания зерновых культур, с их переработкой наглядно. В городских условиях необходимо осуществлять специально продуманную воспитательно - образовательную работу. С этой целью в групповом помещении средней группы «Росинки» МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»» был создан мини-музей хлеба. Он занимает тумбы и полки на стене.
В музее хлеба находятся образцы злаковых культур, коллекции колосьев, игрушечные хлебобулочные изделия. Здесь представлены картины, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Благодаря подбору иллюстраций, дети могут познакомиться с сортами хлеба, видами хлебобулочных изделий. Макеты батонов, булочек, бубликов и караваев сделаны руками детей из солёного теста.
В мини-музее дети могут подробно рассмотреть колоски ячменя и пшеницы, сравнить их между собой. Здесь так же представлены прозрачные баночки с мукой, с крупами из ржи, пшеницы, ячменя, овса.
В музее хлеба представлены сборники стихов, пословиц, загадок и других произведений о хлебе, которые используются для занятий и проведения праздников. Отдельно подготовлена художественная литература для детей: сказки «Колосок», «Колобок», «Вершки и корешки», рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и другие произведения.
Детьми проводились опыты по проращиванию зёрен овса, пшеницы, высеванию зерна, наблюдению за его ростом, по сравнению злаковых культур.
При создании музея большую помощь оказали родители воспитанников. Большинство родителей приняли участие в анкетировании, написали любимый семейный рецепт выпечки. Благодаря чему, была составлена кулинарная книга «Без хлеба нет обеда». С помощью родителей собрали творческий альбом детских работ «Хлеб – всему голова», создали фотогалерею, провели совместное развлечение «С хлебом – солью вас встречаем!» с чаепитием и домашней выпечкой. На сайте ДОУ для родителей была размещена консультация «Стихи и рассказы о хлебе».
Педагогами группы разработаны экскурсии по мини-музею хлеба для детей разного возраста: «Как наши предки выращивали хлеб?», «Откуда хлеб пришел?», «Какие бывают виды хлеба?», «Хлебные профессии», «Хлеб войны». В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи с детьми из других групп.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет в мини-музее может подсказать тему для интересного разговора.
Создание мини-музея является основой воспитания у детей личностных качеств: уважения к труду, бережному отношению к одному из самых важных продуктов питания в России - хлебу.
Использованная литература:
1. Арушанова А. Г. и др. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). – М. : Просвещение, 1990. – 174 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2 – е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160с. : ил.
3. Ветлугина Н. А. и др. Нравственно – эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. – М. : Просвещение, 1989. – 79 с.
4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. : Просвещение, 1993. – 128 с. : ил.
Наш мини - музей хлеба.
Дети делают макеты хлебобулочных изделий из солёного теста.
Опыты с зерном.