Елена Истомина
Конспект НОД по краеведению для подготовительной группы по теме: «Традиционная пища народа коми — праздничная выпечка»
▼ Скачать + Заказать документы
« Традиционная пища народа коми - праздничная выпечка».
Цель: познакомить детей с праздничной выпечкой народа коми.
Задачи:
Образовательная : научить детей способу изготовления пирога с крупой (шыдоса пирог);
развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, используя игровые упражнения, загадки, кроссворды, беседу;
воспитательная: воспитывать эмоционально-положительное и уважительное отношение к традициям предков, народным праздникам.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Продукты питания
- Республика Коми
- Темочки
Материал к занятию: сито, кадка, пестик деревянный, скалки, тесто, ячневая крупа, фартуки, доски разделочные на каждого ребёнка, ржаная мука, изображение ручной мельницы, картины с изображениями репы, брусники, рыбы, капусты, гриба, лука, кроссворд.
Предварительная работа: беседа по теме «Блюда коми национальной кухни», просмотр презентаций по теме «Откуда к нам хлеб пришёл», «Коми национальная выпечка», разучивание песни на коми языке «Пачо, пачо, лом, лом» («Печка, печка, топись, топись»)
Ход занятия.
Детей встречает педагог в коми национальном костюме в уголке старинной избы детского сада.
Педагог: Видза оланныд, челядь! Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Печь у меня уже натоплена, всё сварено, тесто поставлено да боюсь одна не успею управиться. Много выпечки надо сделать. Жду гостей дорогих, издалека едут, хочу, чтобы запомнили наш коми край. Ведь ни один праздник не обходился у коми, да и русского народа без хлеба, красивой выпечки. Не зря народ придумал такую пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Хочется показать гостям своё радушие, гостеприимство и удивить чем-то вкусным, необычным, нашим коми национальным блюдом. Что же мне делать? Может вы мне что-нибудь посоветуете?
(Выслушиваются ответы детей). Подвести к мотиву помощи.
Педагог: ребята, прежде чем мы приступим к работе, скажите, что дарит нам печь? Какие коми национальные блюда раньше варили в печи?
Ответы детей: каша (рок, суп (шыд, уха (юква, кислые супы (азя шыд,мясной суп (яя шыд) – ели очень редко, только по праздникам, грибной суп (тшака шыд); топлёное молоко (пожом йов); рыба по-коми; капуста по-коми; варёные овощи (паренча) и т. д.
Педагог: то, что давала человеку природа и что он выращивал на своём огороде, то и использовал при приготовлении пищи. Ребята, а вы знаете, что же готовила раньше каждая коми хозяйка, какую праздничную выпечку?
Выслушиваются ответы детей.
Педагог: сегодня, ребята, мы вместе с вами познакомимся с праздничной выпечкой народа коми, а вы поможете мне её сделать. Я вас научу. А раз вы пока не знаете, то слушайте внимательно и запоминайте, какую же выпечку делала хозяйка на праздник. Мне про это рассказала моя мама, а ей –её мама (моя бабушка). И когда мы приезжаем в гости в деревню, то мама обязательно угощает нас коми национальной выпечкой.
Оказывается, выпечка у коми народа была не только праздничная, но и повседневная. Раньше магазинов, как известно, не было и каждая коми семья сама сеяла, выращивала и обрабатывала хлеб. Это был очень трудоёмкий процесс. В южных районах нашей республики сеяли рожь, а по-коми –рудзог. (Дети повторяют хором и индивидуально). Мололи муку на мельнице или вручную. Ручная мельница по-коми называется изки. (Можно показать изображение или фотографию, а по возможности и сам предмет). (Такая мука из ржи называлась ржаная (рудзог пызь). Она серого цвета. (Педагог показывает детям муку.) Вот из такой муки хозяйка каждый день выпекала хлеб. Это была повседневная выпечка. Хозяйка делала тесто очень просто: замешивала тесто на воде и солила.
А тесто для праздничной выпечки отличается от повседневной. Чем отличается? Послушайте. Для праздничной выпечки тесто замешивали не на воде, а на простокваше. Добавляли туда топлёное масло и соль. А после выпечки смазывали пироги и шаньги яйцом и сметаной. Вы, наверное, догадались, что для праздничной выпечки требуется больше ингредиентов.
В каждой коми семье гостей встречали румяными, с хрустящей корочкой пирогами и пирожками. А какие начинки для пирогов использовала хозяйка, вы узнаете, если отгадаете мои загадки и решите кроссворд. К каждой загадке надо найти соответствующую картину и вывесить на мольберт. А слова я запишу в кроссворд.
По горизонтали:1. Листики- с глянцем, ягодки – с румянцем.
А сами кусточки не выше кочки. (Брусника).
4. На грядке колобок, округлый, жёлтый бок. (Репа).
6. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу. Рот есть, да не говорю.
Глаза есть - не мигаю, крылья есть- не летаю. (Рыба.)
По вертикали: 2. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл. (Гриб).
3. Сидит баба на грядке, вся в заплатках,
Кто её раздевает, тот слёзыпроливает (Лук).
5. Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста).
Педагог: Итак, начинка в пирогах была самая разнообразная. Какая?
Дети перечисляют.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, почему именно такие начинки брала хозяйка?
Выслушиваются ответы детей.
Педагог: правильно, такие начинки хозяйка брала потому, что раньше магазинов не было и пользовались тем, что соберут люди со своего огорода, из леса, поймают в реке. Кроме перечисленных начинок очень популярными были пироги с ячневой крупой. А сегодня я предлагаю вам научиться готовить пирог с крупой (крупеник). Вы согласны? Вы когда-нибудь ели такой? Вам интересно узнать какой он на вкус и понравится ли он нашим гостям?. (Дети дают ответы).
А прежде чем мы приступим к работе, скажите, какие предметы нужны были хозяйке для приготовления теста и любой выпечки?
Дети находят предметы и называют их : сито, кадка, пестик деревянный, скалка.
Педагог: молодцы, правильно нашли предметы. Вначале мы через сито просеиваем ржаную муку, чтобы не было комочков. (Имитируем движения). Затем берём деревянную кадку, наливаем туда простоквашу, добавляем соль, размягчённый маргарин или топлёное масло, засыпаем муку и замешиваем тесто деревянным пестиком и дадим тесту полежать 30 минут. (Педагог совместно с детьми имитирует движения). А начинку (ячневую крупу) я приготовила заранее. Её надо замачивать в молоке 12 часов. Итак, тесто и начинка для праздничного пирога с крупой у нас готова. Давайте подбросим в нашу печь для жара дрова и споём песню. (Исполняется песня на коми языке «Пачо, пачо, лом, лом) («Печка, печка, топись, топись»).
Итак, ребята, у нас всё готово и можно приступать к работе. Надевайте фартуки и садитесь за столы. Возьмите кусок теста и при помощи скалки раскатайте тесто в форме овала. Вот так. (Педагог показывает пример). В середину нашего овала нужно разложить начинку – ячневую крупу. Хорошенько разровняйте её по середине ложкой и приподнимите края. У нас получились пироги в форме лодочек. Красиво, правда? А теперь переложите готовые пироги на противень и мы их унесём на кухню, где наши повара испекут их. Гостей угостим и на обед вы их попробуете. (Пироги на противне показывают всем ребятам и гостям.)
Педагог: ребята, вы сегодня славно потрудились и я думаю, узнали много нового. Что у нас с вами сегодня получилось? Что мы делали вначале, а что потом? Что вам было интересно, а чему-то вы быть может удивились? А что было трудным? Справились ли мы с заданием? (Дети высказывают своё мнение по поводу занятия и своего участия в нём).
Кроме тех блюд праздничной выпечки, о которой мы говорили сегодня, в коми национальной кухне есть ещё и другие. А какие? А это вы можете узнать от бабушек, из книг, фильмов и т. д. Я хочу дать вам домашнее задание – найдите, пожалуйста, рецепты праздничной выпечки народа коми и расскажите об этом на следующем занятии. Пусть вам помогут родители и взрослые. А сейчас я говорю вам большое спасибо за помощь. Без вас я бы не справилась. До свидания.