Инна Ивановна Малинина
Классный час «Цена хлеба»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час «Цена хлеба»
4 класс.
Цель: рассказать о хлебе, о том, чем был хлеб для народа в царской России, какую цену имел хлеб в годы войны с фашизмом, познакомить учеников поближе с произведением Л. И. Брежнева «Целина», показать героический труд нашего народа в освоении целинных земель, воспитывать уважительное отношение к хлебу, учить ценить хлеб.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Организация урока: картина Шишкина «Рожь», «Свидание» Маковского, книга «Целина» Л. И. Брежнева, к\фрагменты «Степь», «В целинном совхозе».
Эпиграф:
В хлебе солнце с землею роднится,
И ничто с ним не может сравниться,
Нет ни меры ему, ни цены.
1. Вступительное слово учителя:
Издавна на Руси живет поговорка «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска». У разных народов свой хлеб. Наш народ печет хлеб из ржаной муки и пшеничной. В странах Азии хлебом служит рис, в тропиках Южной Америкихлеб пекут из корней маниоки, в некоторых странах Африки хлеб пекут из бананов. Слава о русском хлебе идет по всему свету. Что может быть вкуснее хлеба. Порой ломоть хлеба слаще меда.
Каждый год от зерна к колосу приходит он к нам издалека, из прошлого России наш сегодняшний хлеб.
2. Рассматривание картины Шишкина «Рожь».
На картине Шишкина мы видим огромное поле спелой ржи. В этот урожай вложен труд многих людей. Земля сторицей вознаградила труд землепашцев, подарила им богатый урожай.
Художник Шишкин изобразил исконно русский пейзаж, это огромное поле и березки – символ России. Этот пейзаж созвучен словам поэта, который сказал:
«Ой ты поле, море урожая,
Не видать начала, не дойдешь до края.»
3. Чтение стихов откуда хлеб берется.
4. Учитель:
-Чтобы вырастить богатый урожай нужен труд многих людей; на помощь людям пришла техника: трактора и комбайны, сеялки и бороны.
-А это что за инструмент? (керн)
-Где вы видели его?
-Когда люди работали им?
5. Рассматривание картины «На барщине».
6. Учитель:
-Тяжелым трудом доставался хлеб. С зари до зари работали крестьяне на помещика, а сами голодали, голодали и их дети. Кусочек хлеба был огромной радостью для детей.
7. Рассматривали картину Маковского «Свидание».
-Эта картина о безрадостной жизни маленького мальчика и о горькой судьбе матери-крестьянки, которую бедность и нищета заставили отдать маленького сына в учение к чужим богатым людям.
Точно голодный зверек мальчик впился зубами в булку – это гостинец матери.
-Кто же главные герои картины? (мать, сын и хлеб, как тяжело).
8. Чтение стихов о хлебе «Литмонтаж». Стихи В. Кожевникова.
9. Учитель:
Да, после Октябрьской революции фабрики, заводы и земля стали принадлежать народу – наконец-то русский крестьянин вздохнул свободно, труд его стал свободным. Но в 1941 году новая беда – на нашу страну напали враги. Они грабили и убивали людей, жгли города и села.
Ленинград они пытались задушить блокадой, голодом. Нормой хлеба для Ленинградцев была в 125 грамм в день. (зачитать отрывок Алексеева «Блокадный хлеб»).
600 тысяч ленинградцев умерли от голода во время блокады.
10. Ученица рассказывает о Тане Савичевой.
11. Учитель:
Отгремела война. Началась мирная жизнь. Стране нужен был хлеб, много хлеба. И вот в 1954 году сотни тысяч людей различных по возрасту и национальности, оставив разные места, поехали обживать новые земли – степи Казахстана.
12. Просмотр кинофрагментов «Степь».
Учитель комментирует:
Вот такой была Казахстанская степь, когда здесь появились первые целинники. Степи Казахстана протянулись на 1300 км с запада на восток и на 900 с севера на юг. Они занимают площадь такого государства как Франция.
И вот на этой площади надо было распахать 250 тыс. кв. км плодородных степей. Но здесь надо было не только посеять хлеб, но и построить дома, школы, больницы, д/с, дороги.
Самоотверженно трудились люди на целине.
О работе на целине Л. И. Брежнев написал книгу «Целина». С большой любовью и теплотой пишет Л. И. Брежнев о людях, с которыми работал на целине.
13. Учитель зачитывает отрывок из книги «Целина» (стр. 35, гл. 5, 1 абзац)
14. Учитель:
Руками замечательной молодежи были вспаханы поля, построены поселки и дороги.
15. Просмотр к/фрагмента «В целинном совхозе».
16. Учитель зачитывает отрывок из книги Л. И. Брежнева (стр. 78, 4 абзац).
17. Учитель:
Но главное на целине – это люди, вырастившие прекрасный урожай. Земля Казахстанской целины воздала должное своим покорителям.
18. Чтение стихов «Золотое зернышко».
19. Учитель:
Да, самой высокой наградой за труд на целине стал орден «За освоение целины». (показать орден).
20. Рассмотреть плакат «Битва за хлеб».
Работа по освоению целины была трудной. Случались и трагические случаи.
21. Учитель:
Да, хлеб был и будет мерилом всех ценностей.
22. К нам в гости пришла заведующая школьной столовой.
Выступление заведующей о том, что хлеб тяжело достается, и его надо беречь. Преподносит каравай хлеба, вручает его, говорит напутствие.
23. Ученица принимает каравай и читает стих «Урожай».
24. Дети читают стихи (эпиграф).
25. Учитель угощает детей караваем.