Валентина Виноход
Вариативность использования интегрированного метода в развитии детей дошкольного возраста через народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время на историческую арену выходит новый тип социальной личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается дефицит нравственности: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Патриотические чувства у детей не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия, начиная с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается. Чувство патриотизма у дошкольников основано не на осознании, а на эмоциональной основе, поэтому основными средствами патриотического воспитания является природа, живое слово, произведения музыкальной культуры, художественного искусства.
Публикация «Вариативность использования интегрированного метода в развитии детей дошкольного возраста через народное творчество» размещена в разделах
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальное отличие сохраняется и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний» Д. С. Лихачев. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентируемом подходе к ребенку: программа «Приобщение детей к русской народной культуре», под редакцией О. Князевой, М. Маханевой, программа «Наследие» разработана Е. В. Соловьевой, Л. И. Царенко. Изучив программы, мы решили, внедрить в систему работы метод проектов, ориентированный не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. В проект включены комплексные тематические занятия; интеграция :
-частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);
-полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы).
Приоритетным направлением нашего дошкольного образовательного учреждения является физическое развитие детей, поэтому особое место отводится интеграции физического воспитания со всеми видами деятельности. Поэтому формирование основ физической культуры особо тесно связано с решением задач нравственно-патриотического воспитания – создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни через приобщение к истокам русских народных традиций.
На протяжении веков русским народом создавались традиции здорового образа жизни, которые используются в работе :
-игры, пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
-обряды, несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
детские потешки, являющиеся своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики и речи ребенка и помогающие закреплению полученных привычек;
-колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности.
Как показывает практический опыт, система работы по приобщению детей к устному народному творчеству требует организации особых условий, создания обстановок, которые средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для полного восприятия детьми даже коротких фольклорных произведений необходимы специальные наглядные средства.
В рамках проекта «Я познаю Родину» в группе организован центр «Русская изба», где детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Для поддержания интереса детей на занятиях введен сказочный персонаж бабушка Арина в русском народном костюме. У бабушки имеется сундук сказок, в котором хранится их великое множество. Большое значение в речевом развитии играет сказка. Сказка формирует звуковую культуру детей и обладает художественно-образным богатством. Организуем творческие задания, с целью применения с детьми полученных знаний в той или иной деятельности. Например, предложили детям «вылепить» крендельки для бабушки, посуду из глины. Дети на занятиях по природному миру узнали, что не каждое дерево годится для постройки избы. Никогда не выбирали березу, она быстро гниет, а липа – очень мягкая, поэтому строили избы из сосны и ели, они самые прочные. Так постепенно мы с бабушкой Ариной познакомили детей с декоративно-прикладным искусством, с русскими народными костюмами, праздниками, традициями, народными играми, с русским народным творчеством.
Совместная работа с музыкальным руководителем помогает приобщать детей к народному творчеству посредством музыки, через занятия, детские игры, праздники и развлечения. В работе использую учебно-методические пособия «Знакомство детей с русским народным творчеством» и «На золотом крыльце сидели». Данные пособия способствуют не только развитию мышления детей, но и развитию в живописи, аппликации, лепке. Комплексный подход к обучению и развитию детей через интегрирование в различной деятельности дает большой развивающий эффект, способствуют формированию цельного представления о мире, расширяет кругозор.
Данный проект способствует формированию нового образовательного пространства, характеризуется вариативностью, доступностью, многообразием; дает возможность гармоничного сочетания приемов, форм и методов дополнительного образования в основном. Работая в данном направлении, мы используем интегрированный подход в тесном контакте с краеведческим музеем, через посещения выставок технического, декоративно-прикладного искусства «Город мастеров».
Таким образом, доказано, что эффективность использования устного народного творчества в воспитательной работе помогает сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность. А полученные ребенком знания, навыки и умения являются средством приобщения национальной культуре и собственному художественному творчеству. Анализируя работу с детьми по данной теме, убеждаюсь, что устное народное творчество оказывает огромное значение на развитие речи и на развитие личности ребенка в целом.
Литература
1. Бударина Т. А. Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб. : Детство – Пресс, 2001.
2. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» : Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.». – М. : АРКТИ, 2005.
3. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб. : Детство – Пресс, 1999.
4. Соловьева Е. В. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие/ Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко. – М. : Дрофа, 2010.
5. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. СПб. : Детство-Пресс, 2000.