Татьяна Заярнюк
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Удивительные камешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие
Ознакомление с миром природы
(2 младшая группа)
Тема: «Удивительные камешки»
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1. формировать элементарные представления о свойствах камней;
2. способствовать участию детей в исследованиях и обобщениях результатов опытов;
3. углублять представления о неживой природе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы „Удивительные камешки“» размещена в разделах
Оборудование: подносы с ёмкостями для воды, вода, две одинаковые баночки с ватой и камнями салфетки, леечка с водой, природные камни разного размера, цветового спектра, формы, поверхностей, совочки, фигурки Лунтика, Кузи, Корнея Корнеевича (героев мультфильма «Лунтик и его друзья», 2 скакалки (для имитации реки, вырезанные из картона камушки для игры «С камешка на камушек», Запись звуков реки.
Ход занятия.
1. Орг. момент (вступительное слово, мотивация).
-Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними.
Они хотят посмотреть как вы подросли и научились работать на занятиях. Среди гостей есть необычный малыш. Кто это, ребята?
(Лунтик).
-У Лунтика и его друга Кузи случилась небольшая беда. Друзьям надо было перейти через речку. Она не глубокая, но вода в ней очень холодная Лунтик легко это сделал, а вот Кузя… Кузнечик боится холодной воды и очень не хочет намочить свои лапки. Ему нужна помощь. Поможем? Только вот как?
-Я предлагаю отправиться за советом и помощью к мудрому червяку по имени (Корней Корнеевич, который нас ждет под грибом. (Садимся за столы на свои стульчики).
2. Основная часть.
-Ребята, вы сказали, чтобы перейти реку надо что-то положить, только вот что?
Корней Корнеевич предлагает нам 2 баночки с материалами, которые могут нам пригодиться.
-Что же там лежит? Посмотрим? (В 1-вата, во 2-камни).
-Ребята, сейчас я помещу в воду кусочек ваты и один камушек, а вы посмотрите и подумайте, какой из материалов нам поможет. (Вата намокла, утонула, потеряла форму. А камень, хотя и намок, остался той же формы, не рассыпался и не поломался).
-Поможет нашему Кузе вата? (Нет)
-Поэтому дальше будем исследовать камни.
1. Звук.
-Возьмите 2 камешка, постучите друг об друга. Что мы слышим? (Стучат, издают звук, т. е. камушки музыкальны, они могут звучать).
(Выставляю карточку с результатом опыта.)
2. Размер.
-Посмотрите внимательно на камешки, какого они бывают размера? Поднимите большой камешек, а теперь маленький. (Камни бывают и большие, и маленькие). (Карточка с результатом).
3. Поверхность.
-Теперь Корней Корнеевич предлагает погладить камешки, что вы заметили, какова их поверхность (Гладкие, шероховатые, колючие и т. д.).(Карточка с результатом).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Волшебные камешки»
Посмотрите, вот - какие – эти камешки большие.
А шершавые какие! В руки камешки возьмём
И в руках мы их сожмём
Тук да тук, тук да тук! Вот какой весёлый звук.
4. Вес.
-Продолжаем работу. положите камешек на ладошку и попробуйте его сдуть. Получилось? Почему? (Тяжёлые камни).
-А что произойдет, если их опустить в воду? (Проделываем опыт). (Камни тонут, это еще раз говорит о том, что они тяжелые, не могут плавать, как вата).(Карточка с результатом)
5. Форма.
–Посмотрите еще раз на камушки, попробуйте определить их форму.
(по форме могут быть разными).
6. Цвет.
-Что можно сказать о цвете камней? (Называют, делают вывод, что цвет может быть разным).
-А ещё цвет камней волшебный, если их полить водой (делаю, дети наблюдают, то он становится намного темнее цвета сухого камня.
3. Итог.
-Как вы думаете, ребята, достаточно ли мы узнали свойств камней, чтобы помочь Кузнечику?
-Повторим эти свойства. (По карточкам повторяем.)
1. Твердые
2. Музыкальные
3. Большие и маленькие
4. Гладкие, шероховатые
5. Тяжелые
6. Разная форма
7. Разноцветные
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и к реке пришли.
Кинули камешки в воду - «БУЛЬК».
-А теперь за Кузей по камушкам! Ступайте осторожно, не поскользнитесь. (Дети идут на другой берег за Кузей и вновь по камушкам возвращаются назад.)
-Ребята, вы молодцы сегодня, помогли друзьям, определили свойства камней, они вас благодарят. Нам, наверное, надо поблагодарить Корнея Корнеевича за помощь? (Дети говорят «Спасибо»).