Баймашкина Н. И.
Связная речь одно из ведущих направлений в процессе развития речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи становиться все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение телефонов, компьютеров, планшетов, безграмотное говорение с экранов телевизоров, агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.
Поэтому мы педагоги, ответственны за формирование правильной связной речи подрастающего поколения.
Публикация «Связная речь одно из ведущих направлений в процессе развития речи ребенка» размещена в разделах
Каждый ребенок должен научится грамотно говорить правильно строить предложения, интересно высказывать свои мысли. Мы должны научить ребенка доказывать свою правоту, отстаивать свои мысли.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а так же практическое умение пользоваться языковым материалом. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, написать программные изложения и сочинения. Поэтому, развитие связной речи является важным условием успешности обучения ребенка в школе.
Работа по развитию связной речи в детском саду ведется по следующим направлениям :
1) обогащение словарного запаса;
2) обучение составлению и придумыванию рассказов;
3) отгадывание загадок.
Одним из необходимых условий речевого развития ребенка я считаю создание мотивации общения. Работу по речевому развитию направляю на формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада.
В процессе занятий создаю такие условия, ситуации, которые вызывают потребность в речевых высказываниях. При этом очень важна благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Основная функция связной речи- коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и говорением другого. В диалоге собеседники всегда знают о чем идет речь. Устная диалогическая речь появляется во время сюжетно- ролевых игр детей. Она сопровождается жестами, мимикой, соответствующей интонацией.
Участвуя в свободных играх детей я не только организую обстановку и подбор игрового материала, но и проявляю интерес к самому процессу игры. Даю детям Новые слова и выражения, исправляю недостатки речи. Обучая диалогической речи, учу детей пользоваться разговорной лексикой и фразеологией. Закрепляю умение употреблять в речи простые и сложные бессоюзные предложения.
Более сложным видом речи является монологическая речь. При овладении монологом, детей учим употреблению в речи более развернутых, законченных, логически завершенных высказываний, литературной лексики.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развитие ребенка. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным запасом, грамматическим строем. Она так же выполняет социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинение развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Исходя из содержания требований к диалогической речи старших дошкольников мы продолжаем учить детей более точно отвечать на вопросы объединять в распространенном ответе реплики товарищей; отвечать на один и тот же вопрос по – разному: кратко и распространенно. Закрепляем умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание уделяем умениям формировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, поощряем разговоры по поводу вещей, на находящиеся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети старшего дошкольного возраста владеют разнообразными формулами речевого этикета. Например : Алеша, помоги мне, пожалуйста. Лена, будь добра, помоги мне застегнуть куртку. Спасибо. Было очень интересно.)
Большую роль в повседневном общении для формирования диалогической речи играет разговор воспитателя с детьми. Он оказывает на детей развивающее влияние лишь в том случае, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, когда господствует личностно- ориентированная модель взаимодействие ребенка со взрослым.
Мы разговариваем с детьми по любому удобному поводу, в разное время: и в утренние часы, и на прогулке, и после дневного сна и в другие режимные моменты. Разговор происходит в непринужденной обстановке, мы спрашиваем, дети свободно с нами общаются, рассказывают о том, что их интересует, что они видели на экскурсии и т. д. Во время разговора исправляем ошибки в речи детей, даем образец правильной речи; выявляем недостатки речи, определяем в чем следует поупражнять ребенка.
.
Для развития диалогической речи большое место уделяем совместной деятельности детей в процессе её дети обсуждают, согласуют, оценивают свои действия и действия товарищей.
Происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность.
Для достижения связной монологической речи отбираем необходимый материал, доступный и понятный по содержанию детям. Работаем с детьми по трем основным типам монологов – самостоятельный рассказ, пересказ литературных произведений, заучивание стихотворений, описание.
При составлении описания предметов мы используем опорные схемы – модели. С помощью символов дети описывают игрушки, предметы, явления природы, людей. (Демонстрирую схемы- модели)
Для пересказа берем предусмотренные программой произведения: сказки, короткие рассказы. При обучении пересказу обращаем внимание на то, чтобы дети придерживались авторской композиции произведения, использовали готовые речевые формы и приемы. Учим их связно, последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. Пересказ художественных персонажей положительно влияет на связность детской речи, следует образцу литературной речи, подражают ему. Художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства.
В рассказывании по серии сюжетных картинок учим детей составлять повествовательные рассказы; указывать место и время действия; развивать сюжет, соблюдать последовательность изложения, а в рассказах по одной картинке придумывать предшествующие и последующие события. В основе рассказывания по картинке лежит восприятие окружающей жизни. Она воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Для развития связной речи и мыслительных способностей мы в своей практике используем рассказы из опыта детей. Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в практике повседневного общения с окружающими. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, повседневная жизнь детей: наблюдение, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. Дети учатся понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядность. Для детей старших и подготовительных групп мы предлагаем для рассказывания следующие темы:
1. Как отдыхали летом; как провели праздник Новогодней елки;
2. Как работаем на огороде; как меняли воду в аквариуме;
3. О родном городе; о своей любимой игрушке, собаке или кошке и т. д.
Работа проводится не только с детьми, но к этому приучаем не заметно и родителей. Каждое утро, приходя в сад, я спрашиваю ребенка, что интересного он видел по дороге в детский сад. Сначала ребенок отвечает односложно или ничего не отвечает. А потом он уже приходя он может описать утро (например : Светит солнце. На улице тепло. Деревья пожелтели. Или. На улице дождь, сыро. На дороге лужи. Люди идут с зонтами.) Также часто спрашиваю детей «Что тебе перед сном читала мама, папа?» Не все родители читают перед сном своим детям, но задавая такой вопрос родители начинают читать своим детям. Утром они подсказываю своему ребенку, что читали. Детей в подготовительной группе я уже спрашиваю «Что интересно ты видел, или узнал за выходные дни? Родителям я говорю, что ребенок должен составит 5- 6 предложений н любую тему. Идете вы гулять с детьми беседуйте с ним. Видите дерево опишите: это дерево береза. У березы есть ствол. Березу можно узнать по ее красивой бело – черной коре. У дерева есть ветки и красивые листья сердечком. Также можно спросить о цветах, о строящемся доме.
Самостоятельное составление рассказа.
Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий
В старшем дошкольном возрасте возникает возможность развития творческой речевой деятельности, т. к. у детей к этому периоду имеется большой запас знаний об окружающем мире они овладевают сложными формами связной речи, словарем. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок самостоятельно должен придумывать содержание сказки, небылицы, загадки.