Ольга Логачёва
Составление рассказа «Зима» с детьми от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа на тему «Зима»
Цель: Формировать умение детей составлять рассказ.
Задачи: Совершенствовать грамматический строй речи. Расширять и уточнять словарь по теме «Зима». Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, любовь к природе.
Оборудование: Снежинки из бумаги на ниточке, следы, мяч-снежок, елка, белочка-игрушка, скорлупка от ореха, мнемотаблица.
Публикация «Составление рассказа „Зима“ с детьми от 3 до 7 лет» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Ход занятия: Специалист: Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (Зима). А нравиться ли вам зима? Чем нравиться зима? (Зимой весело, можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, можно лепить из снега снеговиков, строить горки, кататься с горки). Зима – это красивое время года, очень красиво зимой в городе, красиво и в лесу. Хотите отправиться в зимний лес? (да). Для этого нужно тепло одеться. Что мы оденем? (наденем штаны, шапки, куртки, наденем теплые варежки). Дети имитируют движения одевания одежды. А в лес мы отправимся на лыжах. Вы любите кататься на лыжах? (да, любим).
Упражнение-разминка «В лес на лыжах мы пойдем»
Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем, (имитируем ходьбу на лыжах)
По сугробам высоко ноги поднимаем, (идем, высоко поднимаем ноги)
А по льду совсем легко тихонечко шагаем. (Осторожно ставим ноги)
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся. (Имитируем быструю езду на лыжах)
Мы деревья и кусты змейкой обойдем, (идем, огибая деревья)
И к лесной опушке вскоре мы придем.
Специалист: Хорошо покатались, вам понравилось? (да). Мы приехали на лесную опушку. Смотрите, как красиво, пошел снег. Ребята, как про снег можно еще сказать, что делает снег? (летит, кружиться, ложиться на землю).
Специалист: Ребята, а что мы можем сказать про вьюгу, что она делает? (Вьюга метет, вьюжит, кружит). А как мы скажем, что делают снежинки? (Снежинки кружатся, танцуют, падают).
Снежинки кружились, кружились и на землю опустились. Ребята, возьмите снежинки и подуйте на них. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Упражнение повторяется 3-5 раз).
Ребята, мы с вами так сильно дули, что поднялся ветер и раздул снег с елки. Посмотрите, сколько снега вокруг намело, а от слова снег произошло много других слов.
А хотите поиграть, я буду читать стихотворение, а вы добавлять
недостающие слова, каждым снежным словом мы будем укрывать елочку и вешать снежинку на елочку, чтобы она не замерзла.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег) – дети называют слово и вешают снежинку на елочку.
С неба все скользят пушинки, белоснежные… (снежинки)
На поселки, на лужок, выпал беленький (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
Словно белый пуховик нарядился… (снеговик)
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой … (снегири)
Специалист: Молодцы, теперь наша елочка не замерзнет. Хорошо мы ее укрыли, вспомните, какими снежными словами мы укрывали елочку. Дети вспоминают все слова: снег, снегопад, снеговик снежинка, снежки, снегирь.
Ребята, что можно сказать про снег, какой он? (холодный, белый, мокрый, колючий, пушистый).
Как можно сказать про снежки, какие они? (круглые, твердые, холодные, гладкие).
Как можно сказать про снеговика? (снежный, белый, большой, веселый, круглый). Молодцы, много слов придумали. А хотите еще поиграть?
Игра «Что изменилось?». Специалист: Ребята, посмотрите на картинки (на столе предметные картинки, посмотрите внимательно, запомните их.
Вы закроете глаза. А когда откроете глаза, вы должны догадаться, что изменилось? (Дети закрывают глаза, воспитатель меняет картинки местами). Открывайте глаза, внимательно смотрите, скажите что изменилось? (Задание повторяется несколько раз).
Воспитатель: Ребята, что-то не спокойно становиться на нашей поляне, слышите, вьюга завывает. (Тихо звучит фонограмма).
Упражнение для дыхания и голоса «Вьюга».
Воспитатель: Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-Ягой.
Воспитатель вместе с детьми произносит звуки – з-з-з-з-з-з (с усилием)
Застонал от вьюги лес: м-м-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)
Стонут тяжело дубы: м-м-м-м-м-м-м (громко, низким голосом)
Стонут березы: м-м-м-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)
Шумят ели: ш-ш-ш-ш-ш-ш
Стихает вьюга: с-с-с-с-с-с-с-с
Ребята, чтобы зима не сердилась и сильно нас не морозила, не вьюжила, поиграем в игру «Назови ласково». Я буду кидать вам снежок, и называть слово, а вы бросаете снежок мне обратно и называете это слово ласково.
Специалист: снег – снежок, ветер – ветерок, зима – зимушка, горка - горочка.
Специалист: Заморозила вас вьюга? Давайте погреемся.
Игра «Мы погреемся».
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)
Мы погреемся немножко,
Мы попрыгаем немножко,
Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах.)
Мы погреемся немножко,
Мы потопаем немножко,
Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги.)
Специалист: Ребята, как тихо стало в лесу, посмотрите, на снегу чьи-то следы. Как вы думаете, кто их оставил? (звери). А хотите узнать, кто их оставил? (да). Давайте пойдем по следам, и посмотрим, куда они нас приведут. Дети прыгают по следам друг за другом след в след. Следы приводят к елке, под елкой скорлупа от орехов.
Специалист: Ребята, посмотрите под елкой что-то лежит. Скорлупа от орехов, а кто их мог оставить? Белка, она любит орешки. Но вот самой белки не видно.
Ребята, может, расскажем о зиме, чем она нам нравиться, за что мы ее любим, может быть, белка и появится, а помогут вам схемы – подсказки (мнемотаблицы). Специалист раздает карточки: ребята посмотрите на схемы и придумайте предложения о зиме. А, затем используя эти предложения, придумаем рассказ о зиме. Внимательно посмотрите, у кого на схеме три картинки, у того в предложении должно быть три слова, а у кого четыре картинки, предложение из четырех слов, а у кого две картинки – два слова.
Дети рассматривают схемы, придумывают предложения и произносят их:
- Зимой дети катаются на коньках;
- Зимой деревья покрыты снегом;
-снежинки падают, кружатся;
- земля покрыта снегом;
- мороз разукрасил окна узорами;
- дети лепят снеговика;
- сильный мороз
Специалист: Кто хочет составить рассказ о зиме?
Дети: Наступила зима. Она принесла с собой много снега. Но мы очень рады, потому что, идет белый пушистый снег, мы гуляем на прогулке и катаемся на санках, лыжах, коньках. Строим горку, играем в снежки.
Специалист: Молодцы, ребята, очень хороший и интересный рассказ мы с вами придумали о зиме, посмотрите, а вот и белка. Белочки очень понравился ваш рассказ, и она вам приготовила угощение.
Итог занятия: А нам с вами пора возвращаться в группу. Скажите, о чем мы с вами разговаривали, что нового узнали, где были и что интересного видели. (Катались на лыжах, укрывали елочку снегом, называли ласковые слова, видели следы на снегу, придумывали рассказ о зиме). Молодцы, мы еще не раз с вами вернемся в зимний лес и встретим много нового, необычного.