Анастасия Агафина
Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Х, х»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок обучения грамоте в 1 классе ("Перспективная начальная школа")
Тема: согласные глухие звуки [х], [х,], отличающиеся по признаку мягкости- твёрдости.
Буквы Х, х
Цели урока:
• познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков [х], [х,] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках; учить акцентрированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
Публикация «Урок обучения грамоте в 1 классе „Согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, Буквы Х, х“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные и согласные
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
• продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память и культуру звукопроизношения;
• обобщать словарный запас учащихся;
Оборудование: фишки-звуки; карточки с буквами; конверты со словами
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я уверена, в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас красивых грамотных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы с трудностями справимся.
II. Повторение изученного.
Игра "Словесный аукцион" (парная работа).
Играть вы будете в парах. Для каждой пары я приготовила конверт. Откройте свои конверты, там вы найдёте слова, написанные на голубом и розовом фоне. Прочитайте их. Ваша задача - к каждому слову, которое написано на голубом фоне добавить одну букву, так чтобы получилось новое слово; а в словах на розовом фоне поменять одну букву, так чтобы получилось новое слово. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком" (Дети работают)
Прочитайте, какие слова у вас получились.
НАС, СЕСТЬ, МИСКА, КРЫСА (нас - наш, сесть - шесть, миска - мишка, крыса - крыша)
МЕЛЬ, МУКА, УТКА, ЛАПА, ШЁЛК, УМНЫЙ (мель - шмель, мука - мушка, утка - шутка, лапа - лапка, шёл - шёлк, умный - шумный)
III. Сообщение темы урока.
- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении?
Хмурый-хмурый хнычет Хорь -
На хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.
- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении? (звук [х])
- Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой "Х"
Фонетическая зарядка
- Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха)
- Что можно сказать о звуке [х]? (согласный, глухой, твёрдый)
- Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи)
-Что можно сказать о звуке [х,]? (согласный, глухой, мягкий)
IV. "Чтение" одноуровневых моделей слов.
- Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике (с. 92)
- Кто нарисован на первой и второй картинках? (учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: муха и мухи)
- Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог "ха", "хи")
- Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки.
- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твёрдый согласный звук?
- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой мягкий согласный звук?
V. Конструирование большой и малой букв Х, х.
- Рассмотрите образцы печатных букв "Х" и "х".
На что похожа буква "Х"?
"Х" - забавная игрушка,
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
- Из каких элементов-шаблонов они состоят? (один ребёнок выполняет задание на доске, остальные конструируют самостоятельно)
(Физминутка)
(у детей на столах квадратный лист)
Загадаю вам загадку.
Становитесь на зарядку.
Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем,
Три - ещё разок свернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови::.
(изобразите букву, танец буквы "ха")
VI. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы "ха" и двух звуков [х], [х,].
Буква "Х" обозначает два звука - глухой твёрдый звук [х] и глухой мягкий звук [х,].
VII. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с. 92)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображён?
- Прочитайте слово "химик" по слогам и орфоэпически.
- Сколько с этом слове слогов?
- Какой ударный?
- Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х,]
- Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
- Сколько слогов в слове "хорь"?
- Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.
- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква "о" в слове "хорь" указывает, что предшествующая буква "х" обозначает твёрдый звук [х], а в слове "химия" буква "и" - мягкий звук [х,].)
VIII. Чтение слогов по заданным схемам (с. 92)
- Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены "кружком"? (гласные)
- Что объединяет все слоги? (в данных слогах есть звуки[х], [х,])
- На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, начинающиеся с согласного звука)
Игра "Кто больше запомнит слов со звуками [х], [х,]"
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун.
Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
- Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - я однажды прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался! Хомяков не видал, что ли?" А он "хрю-хрю" да "хрю-хрю"! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
- Ух ты, - восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и свзал их хвосты узлом! А потом:.я:.
- Что, потом! - хором спросили хомяки.
- Я:.потом:.
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего ни когда не видел!
(в произвольном порядке дети передают волшебную палочку Феи и называют слова в которых есть звук [х ]или [х,]")
IX. Упражнение в чтении слов (с. 93)
(После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам, указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы)
- Составьте предложения с этими словами и составьте схему к одному из них (по желанию)
X. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.
- Волшебница приготовила для вас очередное задание.
(У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах. У слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары)
- Объясните значения слов.
• Хилый - больной.
• Хворь - болезнь.
• Хлев - помещение для скота.
XI. Чтение загадок.
- Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?
- К какой группе слов относятся слова "маленький", "кругленький", "алый", "сахарный", "зелёный", "бархатный"? (это слова-признаки)
- отгадайте ещё одну загадку:
Вот он -
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал - пришёл. В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
- Расскажите о том, как к нам на стол хлеб пришёл? Кто забыл, можно посмотреть на с. 7 в "Азбуке".
XII. Итог урока
Анализ дидактической игры:
В данном уроке учитель применяет игровые приёмы в обучении. («Словесный аукцион», «Хомяк-хвастун»)
В игровом приёме «Словесный аукцион» дети играют по парам. Для каждой пары заготовлен конверт со словами, написанные на голубом и розовом фоне. Дети сначала читают их. Задача - к каждому слову, которое написано на голубом фоне добавить одну букву, так чтобы получилось новое слово; а в словах на розовом фоне поменять одну букву, так чтобы получилось новое слово. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком".
Цель игрового приёма соответствует целям урока.
В ходе данного игрового приёма учитель может столкнуться с проблемой, что не все дети могут понимать значение новых образованных слов. Необходимо, чтобы все дети заранее сталкивались с данными словами на уроке и понимали их смысл.
Данный игровой приём можно заменить на дидактическую игру.
Вид игры: словесная; игра по правилам.
В начале игры обозначить чётко правила детям. Вставать во время игры, выкрикивать с места нельзя. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком". Иначе результат не будет засчитан.
Раздать детям конверты со словами. Объяснить, что должны сделать дети. Показать пример на доске образования слов на голубом и розовом фонах. Уяснить, всем ли понятна задача?
Учителю необходимо хорошо подготовить материалы к данной игре. Слова в игре должны быть знакомы каждому ребенку в классе. Как искомое, так и то, что должно получиться в итоге.
Та пара, что быстрее и без ошибок закончит решать задачу (обязательно сложив «руки домиком», получит оценки «отлично». Далее учитель проверяет остальных учеников, при надобности разбирает вместе с детьми слова, в которых возникли проблемы и благодарит каждого ученика за проделанную работу.