Дина Савинова
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Шестиногие малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Шестиногие малыши
Цель: Расширение кругозора детей в мире насекомых.
Задачи:
Образовательные:
1. Подвести детей к осознанному пониманию детьми значения насекомых в природе: опыление, пища для птиц. Если насекомых будет много, то они начнут приносить вред.
2. Содействовать развитию умения выделять отличительные особенности насекомых: количество лап - 6 - 8, хоботок, усики, крылья.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе „Шестиногие малыши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Уточнить и обогатить знания детей о действиях насекомых: жалить, порхать, надоедать.
Коррекционно - развивающие:
1. Учить свободно использовать в речи предложения со значением противопоставления.
2. Для уточнения действий насекомых, активизировать глагольный словарь детей.
3. Упражнять детей в:
• употреблении слов с предлогами - ПОД;
• согласовании числительного с существительным в роде, числе, падеже: один маленький комар,. пять маленьких комаров. ;
• употреблении существительных во множественном числе: стрекоз, мух, муравьев.
• активизации всех форм косвенных падежей существительных с предлогами: около цветка, по цветку, на цветок.
4. Побуждать детей к сравнению насекомых, используя их сенсомоторные способности (слух, зрение, умение мыслить и давать развернутые грамотные ответы.
Воспитательные: Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммунитивное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
• Технологии:
• Развивающее обучение: проблемные вопросы, исследовательская речемыслительная деятельность.
• Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, игра на координацию речи с движением.
• Игровая технология: метод проблемных, поисковых ситуаций.
• Приемы, повышающие интерес к занятию : работа с моделью, сравнение и классификация, использование ТСО, использование художественного слова.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: названия: пчела, комар, жук, кузнечик, муравей, стрекоза, бабочка, крылья, туловище, усики, лапки, глаза, хоботок.
признаки: мохнатый, полосатый, зеленый,
быстрый, прыгучий.
действия: стрекочет, жужжит, летает, ползает,
прыгает,.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ: улей, муравейник, жалить, порхать, надоедать, МАТЕРИАЛЫ: картинки с насекомыми - наглядный материал и на каждого ребенка, модель «поляна» с мухомором, веточкой, листом и травинкой; рассказ Н. Сладкова «Ивовый пир», Ушинского «Майский жук».
ПРЕДВАРИЕТЛЬНАЯ РАБОТА: Во время прогулки наблюдение за насекомыми и их рассматривание.
ХОД: Воспитатель просит детей послушать стихотворение и запомнить насекомых, о которых в нем говорится. Затем дети называют насекомых, и педагог показывает с ними картинки.
Чтение стихотворения:
Слушай и запоминай,
Насекомых называй.
Муравей, пчела, оса,
Бабочка и стрекоза.
И кузнечик, и паук,
И комарик, муха, жук.
Исследовательская речемыслительная деятельность. Воспитатель обращает внимание детей на отличительные особенности насекомых: крылья, усики, количество лапок, хоботок.
Дети на местах рассматривают насекомых, выделяют особенности каждого и всех вместе.
На доске картинка, на которой изображена поляна. Дети действуют с изображениями насекомых.
Игра «Куда спрятались насекомые?» - употребление предлога – ПОД.
Воспитатель: Все насекомые спрятались, попробуем их отыскать.
- Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок. (под мухомор, под веточку, под листок, под травинку.
Пальчиковая гимнастика:
На полянке я сижу, - сидят на коврике, опираясь на руки
Во все стороны гляжу. - поворачивают голову влево – вправо
Сколько насекомых здесь! - руки через верх разводят в стороны
Всех, пожалуй, и не счесть.
Вот пчела, а вот оса, - поочередно загибают пальцы
Это бабочка - краса. на каждое название насекомого
Муравей и стрекоза, на двух руках одновременно
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся, - поочередно ударяют кулаками
А она красуется! и ладонями.
С. Чешева
Игра «Что умеют насекомые?» - подбор глаголов к слову насекомые: летать, порхать, ползать, прыгать, сосать, кусать, жалить, собирать, пить, жужжать, звенеть, гудеть, надоедать, вредить, помогать, лечить, перелетать, прятаться, засыпать, просыпаться, вылезать, трудиться, переносить. Воспитатель: Верно, они умеют очень много, а как они передвигаются?
Игра «Кто как передвигается?». - составление сложных предложений со значением противопоставления.
• Муравей ползает, а бабочка. (летает).
• Гусеница ползает, а кузнечик. (прыгает).
• Бабочка летает, а улитка. (ползет).
• Жук ползает, а стрекоза. (летает).
• Оса летает, а червяк. (ползает).
• Улитка ползает, а стрекоза. (летает).
• Паук ползает, а пчела. (летает).
• Кузнечик прыгает, а комар. (летает).
• Таракан ползает, а стрекоза. (летает).
• Бабочка порхает, а муха. (летает).
Игра «Сосчитай - ка» - согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счет, дети продолжают (от 1 до 10).
Например: Один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких комара,. , десять маленьких комаров.
Слова: надоедливая муха, трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка.
Воспитатель: За насекомыми очень интересно наблюдать.
Речемыслительная деятельность. «»Что общего и чем отличаются друг от друга?» - сравнение, внимание, мышление, построение грамотных развернутых предложений.
• Стрекоза и бабочка;
• Улей и муравейник;
• Кузнечик и саранча.
Воспитатель: Если вы хоть раз были на лугу, то заметили, как громко они разговаривают
стрекочут. (кузнечики,
жужжат -. (мухи, комары, пчелы, шмели)
Как будто песня звенит над лугом. Это происходит потому, что насекомых там очень. (много).
Включить фонограмму звуков луга. Дети с закрытыми глазами слушают.
Игра «Один и много» - грамматически правильное употребление
существительных во множественном числе.
Стрекоза - много. (стрекоз,
Жук - много. .(жуков).
Пчела - много. (пчел,
Комар - много. (комаров,
Улитка - много. (улиток,
Бабочка - много. (бабочек).
Муравей - много. (муравьев,
Шмель - много. (шмелей,
Муха - много. (мух).
Логоритмика. Жучок.
Этот маленький жучок по земле гуляет. - идут по кругу
Листик сладенький найдет и его кусает. - делают наклоны вперед
Чтоб еще листочек съесть, хочет он повыше влезть. - потягиваются вверх
Этот маленький жучок по траве гуляет, - идут по кругу
Вот он ямочку нашел, лег и отдыхает - ложатся на ковер
Он не будет вас кусать, хочет он чуть - чуть поспать. - кладут руки под щеку и
закрывают глаза
Вопрос: Хотите посмотреть, чем же заняты насекомые? На коврограф
прикрепляются модели травы и цветка, изображения насекомых.
Игра «Закончи предложение» - употребление всех форм косвенных падежей
имен существительных в единственном числе с предлогами.
Муравей сидел около.
Божья коровка ползла по.
Жук спрятался под.
Муха села на.
Стрекоза летала над.
Гусеница сползла с.
Комар сел у.
Воспитатель: Насекомые такие маленькие, привлекательные и их хочется назвать ласково.
Жук - жучок, пчела., комар., стрекоза., муравей., Воспитатель: Посмотришь и на первый взгляд покажется, как беззаботно живут насекомые. А на самом деле?. Чтение рассказа Н. Сладкова «Ивовый пир».
Зацвела ива. Пальцем тронешь ее - пожелтеет палец. Понюхаешь - мед! Спешат гости на пир. ,.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылья мельтешат. Жуки какие - то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.
Гудят и торопятся: зазеленеет ива - пиру конец.
Вопросы после чтения:
1. Почему к иве спешат в гости все насекомые?
2. Почему насекомые гак торопятся?
3. Какую пользу приносят насекомые?- шмели, пчелы опыляют растения, дарят целебный мед, душистый воск и лекарственное вещество - прополис: бабочки тутового шелкопряда дают тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка; муравьи уничтожают тлей, разносят по лесу семена многих лесных растений: черви рыхлят землю. Насекомыми питаются многие птицы.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ:
Воспитатель: Все ли насекомые приносят пользу? - размышления, высказывания детей. Если насекомых много, то они начнут приносить вред (мухи - разносчики болезней, комары - кровососущие, гусеницы поедают листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы, но с ними неплохо справляются птицы: а вот полчища саранчи могут погубить урожай).
Чтение рассказа К. Ушинского «Майский жук».
Это майское насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук
безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит
деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички в землю.
Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвертый они
превращаются в майских жуков.
Вопросы после чтения:
• Опасен ли майский жук для людей?
• А для растений?
• Как появляется на свет майский жук?
Итог: Что нового для себя узнали о насекомых?
Что вам запомнилось?