Светлана Кижваткина
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Дата начала работы над темой – 01.09.2019
Предполагаемая дата окончания работы – 30.05.2022
Возрастная группа : средняя
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Актуальность:
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Цель: воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Развивающие:
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Воспитательные :
- воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
Перспективный план самообразования педагога:
Учебный год Тема Форма и срок отчета
Сентябрь - май Определение проблемы, постановка цели и задач; Определение методов работы;
Подбор методической и художественной литературы.
Составление перспективного плана.
Разработка проекта
«Приобщение детей дошкольного возраста к миру книги»
Реализация проекта. Отчет с фото приложением.
Май 2020
Октябрь - ноябрь Подбор художественной литературы (сказки, соответствующей возрасту детей;
- организовать чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев;
- совместно с детьми изготовить героев сказки, для постановки кукольного театра;
- пополнять «уголок чтения» сказками
- пополнять «уголок ряженья» масками и костюмами для самостоятельной игры. Выставка уголка чтения
Декабрь - январь Проведение конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» Выставка детских работ
Февраль - март Изучение методической литературы о Мордовии, знакомство с устным народным творчеством, рассматривание открыток и альбомов Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к миру книги»
Апрель «Роль книги в нравственном воспитании детей» Консультация
Май Диагностика результатов работы, самоанализ деятельности по самообразованию Мониторинг, отчет по самообразованию
План работы по самообразованию
Месяц Формы работы
с детьми с родителями
Сентябрь Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.
Консультация «Как воспитывать ребенка добрым?»
Октябрь Чтение и обсуждение сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Беседуем с детьми о прочитанных книгах»
Памятка для родителей
Ноябрь Беседа, инсценировка
«Волшебство добрых слов» Изготовление книжки – малышки «Любимый герой»
Декабрь НОД с участием сказочного персонажа
«Сказочный денёк» Фотовыставка: «Добрые, любимые, родные»
Январь Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?» Родительское собрание «Поговорим о нравственности»
Февраль Праздник с участием сказочного персонажа
«Дарите людям доброту» Оформление папки – передвижки «Как воспитывать ребенка добрым»
Март Чтение мордовских сказок «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Консультация «Роль книги в нравственном воспитании детей»
Апрель Беседа: «Мои любимые сказки» Совместное творчество родителей и детей (рисунки, подделки «Герои сказок»)
Май Итоговое занятие НОД Подведение итогов за 2019 – 20 учебный год
Практические выходы:
Открытий просмотр непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Сказочный денек».
Оформление папки – передвижки. Тема: «Как воспитывать ребенка добрым».
Выставка работ. Тема: «Добрые, любимые, родные», изготовление книжки – малышки «Любимый герой», выставка рисунков и подделок «Герои сказок».
Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как воспитывать ребенка добрым?», «Роль книги в нравственном воспитании детей», памятка для родителей «Беседуем с детьми о книгах»
Проект. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к миру книги»
Отчет о проделанной работе за учебный год.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2010. – 112 с.
2. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2008. - с. 185
3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько - М. : Изд-во Москва,2004.
4. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
5. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
6. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 68-76.
7. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. -М. : Знание, 2008. 64с.
8. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001.