Ирина Кашицина
Консультация «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещают детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки забавы. Которые могут впоследствии обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, крокодил на гармошке, девочка танцует и др). Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог должен обновлять пособия в «музыкальном уголке».
Публикация «Консультация „Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатление детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом. Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе : 1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, триоле, бубне, и других инструментах. Они могут исполнять разные попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях или же придумывают свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. Часто помогают друг другу в освоении, проявляя товарищескую помощь - это происходит в старших и подготовительных группах. Дети учатся, организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя- поощрять творческую активность детей.
2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является – музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может носить развернутый характер : объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание по ее мелодии и хоровод и тд) В других сюжетно – ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например: играя в парад. Мальчики поют песню «Барабан» М. Красевой, барабанят и маршируют. Девочки укладывают кукол, поют «баю – бай» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать) может подсказать завязку сюжета для игры, подержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3. Музыкально дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука : «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише – громче в бубен бей», «Назови песню на слух и по картинке» и д. р. Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы «Большие и маленькие ноги»(В. Агафонникова, при выполнения галопа «Смелый наездник» (Р. Шумана, «Моя лошадка» (А. Гречанникова) и другие. Во время легкого бега, бег в рассыпную, стайкой – «Мотылек» (С. Майкопара, «Бабочки» (Ф. Куперена). Во время марша – «Марш» (И. Иорданского, К. Пролова) и др. Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского. («Ладушки- ладушки»). «Новая кукла» П. И. Чайковского и др. На прогулке воспитатель может поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях. Игра «Горошина», «Кот Васька», «Найди себе пару» и др. А также поиграть с детьми в пальчиковые речевые игры. Музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром – спокойная, светлая по характеру музыка, что создает атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день. Вечером – характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Таким образом роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том. Что он не заметно для ребенка побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, и быть как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо ввести нового для развития музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки, в каком порядке это надо сделать, какому виду деятельности дети отдают предпочтение и не односторонни ли их интересы. В более раннем возрасте лучше применять объяснительно- иллюстративный метод. Позже педагог должен использовать объяснительно- побуждающий метод, где ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа применяется при обучении детей исполнении какого-либо элемента танца или в песенном исполнении. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, тогда он сможет также уверенно действовать и вне занятий. Самостоятельно организовывать музыкальные игры, по желанию танцевать и петь. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей, дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.