Светлана Семенова
Планирование и организация самостоятельной музыкальной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Школа №1155»
Консультация для педагогов ДОУ
«Планирование и организация самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Материал подготовлен:
Музыкальный руководитель
Семенова Светлана Юрьевна
Москва, 2017
Современный ребёнок дошкольного возраста подвижен, динамичен, свободен.
Публикация «Планирование и организация самостоятельной музыкальной деятельности детей» размещена в разделах
Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, организуя свою жизнь, и обращать их в игру. Склонность и интерес дошкольника к полидеятельности заставляет задуматься о формах организации педагогического процесса в детском саду. Исключением не становится и музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приёмов.
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии
форм; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой : слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т. д.
От самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не музыкальную, а игровую деятельность : они играют в «концерт». Разумеется, в этой игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.
Источники самостоятельной музыкальной деятельности.
Источником - в широком смысле слова - самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок живет в мире музыки. Он с детства слушает радио, магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни.
Немаловажное место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.
Разнообразны ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение в кругу семьи и т. д.
Однако основным источником возникновения самостоятельной музыкальной деятельности являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Ребята по своей инициативе водят хороводы, исполняют несложные танцы, организовывают игры в «концерты», «театр», «спектакль».
Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.
Дети учат друг друга выполнять отдельные элементы танцев,
правильно петь мелодии песен, сами замечают неточности в выполнении
каких-либо действий.
Следующая форма организации самостоятельной музыкальной
деятельности игра. В младшем и среднем возрасте это могут
быть сюжетно-ролевые игры с самостоятельным эпизодическим применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в этом возрасте в играх звучат песни-колыбельные и песни, разученные на занятиях. В старшем возрасте это могут быть театрализованные игры. Дети играют в «музыкальные занятия», «праздники» и т. п.
Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью
действовать с игрушками и пособиями. Для этого в группах создаются
музыкальные уголки для каждого возрастного периода. Он помещается в
отдельном месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое
количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и
различных самоделок.
Посещение театра и кино оставляет у детей сильное впечатление.
Малыши с удовольствием смотрят выступления воспитанников
детских садов, узнают знакомые песни, подпевают.
Просмотр диафильмов и мультфильмов с музыкальным
сопровождением побуждают детей к разыгрыванию сценок. Разумеется, на детей влияют не только специальные детские передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная перегрузка информацией, недоступной детям, травмирует психику ребенка.
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей
Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.
Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:
во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;
во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды. Детям важно иметь свой "музыкальный уголок'. Он помещается В наиболее отдалённом месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д. Также воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье.
Роль воспитателя и музыкального руководителя
В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие в музицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью детей - это его участие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?». «Я вот как умею играть», - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? - говорит воспитатель и проигрывает диск, - Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка» (игра «Музыкальный магазин»). Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т. д.
Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.
К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей». Учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей». Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.
Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.
Музыкальный руководитель также принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.
Особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью детей в разных возрастных группах
Для детей второй младшей и средней групп особое значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например, фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги, которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того чтобы поощрить слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснить, какую музыку дети слушают дома, порекомендовать им этот вид деятельности.
Велико значение помощи воспитателя при коллективных действиях детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем, что организовать свою деятельность дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда переходит в конфликты: кое-кто нарушает правила игры, кто-то недоволен своей ролью, а некоторые хотят в это время играть громко на барабане, расстраивая всю игру. Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции организатора отдельным детям. Важно, чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь - не очень красиво, а во-вторых, нельзя мешать другим.
В старшей группе, поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности, следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным видам. Поэтому здесь следует стимулировать детей к конкретному виду деятельности, например, пению, игре на музыкальных инструментах и т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием будут петь по собственной инициативе.
Учитывая то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной инициативе детей, но и фиксировать эстетическую привлекательность движений. Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других детей.
В этом возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок» (спеть, станцевать и т. п.). Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани, который пришел к нам в детский сад после болезни» и т. д.
При руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной к школе группы следует учитывать неравномерность развития отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней участия. По всей видимости, это результат характерологических особенностей детей : робкий ребенок возможно и хочет спеть или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях, когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не очень умелые действия.
Иной подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои возможности, относятся свысока к сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход, учет индивидуальных особенностей.
В руководстве пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен, что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.