Лариса Жарикова
Конспект НОД «Речь. Функции речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Понятие о речи. Функции речи».
Ход.
1. Организационный момент.
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.
2. Знакомство с понятием «речь».
Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».
3. Знакомство с функциями речи.
Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).
Темочки:
— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.
— Почему Петя не захотел быть невидимкой?
-Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.
4. Чтение стихотворения А. Барто.
— Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А. Л. Барто
«Сильное кино».
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им — раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух сильное кино!
А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,
Я ничего не поняла.
• Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?
• Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.
Пословицы: Хорошую речь приятно слушать.
Хорошая речь слаще меда.
5. Чтение стихотворения «Разные звуки».
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение:
«Разные звуки».
Где – то собаки рычали: -Р – Р – Р!
В стойле коровы мычали: - Мууу!
В комнате мухи жужжали: - Жжжжж!
Мимо машины бежали: - Трр!
Гудели от ветра все провода: - Зззнь!
Капала в кухне из крана вода: Уууу! Уууу!
Листья по ветру шумели: - Шшшш!
А комары всё пели: - Зззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоится не хочет: - Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели! - Кхх! Кхх!
(Э. Нийт).
Как перекликались поезда? (Уууу) и т. д.
Вы сегодня ещё не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью.
Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова.
Мы будем учится слушать и произносить речевые звуки.
6. Физминутка.
7. Закрепление понятия «речь», функции речи.
Дети рассматривают картинки:
дети работают на участке;
• семья смотрит телевизор;
• дети на занятии в детском саду;
• папа читает сыну книгу;
Дети отвечают на вопрос: Для чего нужна речь? Логопед подводит детей к выводу: «С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое».
8. Итог занятия.