Мордвинкова Юлия
Проект по развитию речи в группе раннего возраста «Играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Играем — речь развиваем»
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Главная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а так же развития их коммуникативных способностей.
Темочки:
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В группе дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития. Но вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ четкой, грамотной и красивой речи, для появления интереса ко всему окружающему.
Самые близкие люди для ребенка – это его родители. Они лучше знают своего ребенка, понимают каждый взгляд, движение, всегда рядом в трудную минуту. Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешным в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счет уменьшения общения с детьми. А многим родителям не хватает компетенции (уровня знаний, умений, навыков в воспитании детей) и задача педагога помочь родителям в вопросах воспитания. Повышение компетентности родителей – это приобретение ими знаний и умений в воспитании и образовании детей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования.
Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Актуальность.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Еще В. А. Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.
Цель проекта : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи проекта :
• повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
• способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи
• развивать речь детей в ДОУ и семье через игровую деятельность
• обогатить предметно – развивающую среду по развитию речи дошкольников
Этапы проекта :
Первый этап — подготовительный (изучение методической литературы, оформление стендов наглядной информации для родителей, подбор игр и дидактического материала для развития речи детей, семинар – практикум для родителей «Развитие речи детей через развитие мелкой моторики»).
Второй этап — организационно-практический (организация предметно-развивающей среды по речевому развитию детей раннего возраста, развитие речи детей в ДОУ и семье, организация работы с родителями по вопросу речевого развития детей).
Третий этап — заключительный (выставка работ родителей по развитию мелкой моторики у детей, организация предметно-развивающей среды по речевому развитию, выводы).
Предполагаемый результат:
• создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
• сформированность мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами ДОУ через вовлечение в совместные мероприятия;
• обогащение предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
• речевое развитие детей в условиях ДОУ и в семье через игру.
Необходимые условия для реализации проекта :
Материально-технические:
1. Детские книжки с иллюстрациями к потешкам, народным сказкам
2. Дидактические игрушки, музыкальные игрушки, игрушки-забавы.
3. Дидактические игры по развитию речи
Методические:
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика – Синтез, 2009г.
Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалог Л. К. Ладутько, «Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников», — М. : Содействие, 2015 г.
«Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» : В. В. Гербова, — М. : Мозаика — Синтез, 2007 – 2010 г.
«Как хорошо уметь играть», Н. С. Юшкевич, — М. : Содействие, раздел: Развитие речи, 2014 г.
С. Л. Новосёлова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»,-М. Мозаика-Синтез 2013г.
Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г.
Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до 3-х лет изд. Мозаика - Синтез 2014г.
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», - Ярославль. 2013г.
Сотрудничество с родителями воспитанников.
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный, творческий, игровой.
Сроки реализации: краткосрочный (18 февраля – 22 февраля)
Участники проекта : педагоги, дети группы раннего возраста, родители.
Содержание деятельности по проекту :
Этапы проекта ООД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
1 этап
подготовительный
Подобрать материалы, пособия, дидактические игры, иллюстрированный материал, игры по развитию мелкой моторики, сделать картотеку пальчиковых игр, подвижных игр.
Подобрать материалы для информационного стенда, оформить папки-передвижки, консультации по теме, семинар - практикум
.
2 этап
основной
Игры на развитие мелкой моторики рук – «Зашнуруй ботиночек», «Собери бусы», «Собери пирамидку», мозайка, игры с прищепками, природным материалом, бизиборды.
Рассматривание иллюстраций по сезонам, по лексическим темам.
Массаж.
Игры на развитие цветового восприятия - «Собери солнышко», «Помоги спрятаться зайчику», «Посади бабочку на цветок», «Подбери бабочке крылышко».
Игры на восприятия величины – «Собери грибы», «У кого больше?»
Игры для ознакомления с окружающим миром – «Одежда», «Посуда», «Разрезные картинки», вкладыши.
Дыхательная гимнастика: дудочки, свистульки, «ветерки»
Подвижные игры «Заинька серенький», «Как у нашего кота», «Пузырь», «Паровоз», «Курочка», «Лохматый пес», «Карусель»
«Чтение художественной литературы» - рассказывание сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка» – проговаривать текст вместе со взрослым, выполнять действия по тексту; разучивание стихотворений, потешек.
«Художественное творчество» -
Рисование карандашами, красками, раскраски, рисование на манке.
Лепка: (блюдце для котенка, пряники для зайчика, печенье для щенка, ягоды для птички)
Игра для развития речи и памяти «Чего не стало», «Кто как говорит»
Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик», «В гости к пальчику большому», «Замок», «Жил – был зайчик», «Цапки – царапки», «Ежик»
Проведение артикуляционной гимнастки «Улыбка», «Вкусное варение», «Шарик», «Лошадка»
Дыхательных упражнений в игровой форме: «Самолёт», «Часики», «Каша кипит», «Мыльные пузыри», «Султанчики», «Как говорят животные», «Поговорим по телефону»,
Настольно – печатные «Картинки – половинки», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Чей домик?», разрезные картинки, пазлы.
Использование словесных игр «Коза рогатая», «Конь», «Петушок», Птички», «Уточка», «Солнечные зайчики» – игры для развития речи детей.
Использование подвижных игр со словами «Зайка серенький сидит», «Вышла курочка гулять», «Как у наших у ворот», «Поезд», «Пчелки»», «Еду-еду к бабе, к деду»
На прогулке: «Соберем куклу Катю на прогулку», «Кукла гуляет», «Ремонт машины», «Отправимся в путешествие» (на поезде, корабле, на машине).
Использование сюжетно – ролевых игр «Знакомство с куклами», «Печем пирожки», «Дом», «Купание куклы», «Машина едет по улице», «Играем с Жучкой», «День рождения куклы Маши», «Где мы побывали, что мы повидали?»
Использование игр – драматизаций «Как у нашего кота», «Мишка косолапый», «Прыг – скок», «Кисонька мурысонька», «Репка»
1. Консультации на темы:
«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей»,
«Речевое развитие на третьем году жизни» - консультация логопеда.
«Роль семьи в развитии речи ребенка».
«Ум на кончиках пальцев»
«В театр играем – речь развиваем»
2. Тематические беседы по развитию речи у детей.
3. Индивидуальные беседы
4. Папка – передвижка по речевому развитию
5. Родительское собрание «Играем – речь развиваем»
6. Рекомендации для родителей:
- по организации театрализованной деятельности с детьми в домашних условиях
- по развитию мелкой моторики в дома из подручных средств
7. Изготовление совместно с родителями пособий по развитию мелкой моторики у детей
8. Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию
3 этап заключительный
Развлечение
Выставка пособий по развитию мелкой моторики у детей, организация уголка речевого развития
Критерии оценки эффективности работы детского сада с семьи:
- Рост посещаемости родителями совместно организованных мероприятий, активная позиция участника;
- Проявление у родителей заинтересованности к воспитательной деятельности, обмен опытом;
- Осознание значимости партнерских отношений между ДОУ и семьей, включение в педагогический процесс (активное участие в развлечениях, субботниках, выставках и т. д.)
Таким образом, модель педагогического партнерства «дети – родители – педагоги» способствует обеспечению эмоционального, физического, социального благополучия ребенка, повышает потенциал взаимного доверия, гармонизирует детско-родительские отношения, изменяет восприятие родителями личности ребенка в положительную сторону, обеспечивает большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей и родителей. И как результат, новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности.
Мы своей работой хотим показать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность и активное участие в воспитательно-образовательном процессе значимо не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.