Оксана Рюмина
Семинар-практикум «Речь педагога — основа развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель:
Рюмина О. Г.
Г. Владикавказ 2019 год.
«Речь педагога основа развития речи детей»
Цель:
- повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум „Речь педагога — основа развития речи детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.
Работа с родителями
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Практикум «Проверьте свою грамотность».
Организация: Предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды, У каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве). Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду гласных букв и команду согласных букв.
1. Задание Разминка: “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.
(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).
Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.
1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).
2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).
3. Через горы и леса в край родной летит… (птица).
4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки).
5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).
6. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).
7. Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух
8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка
9. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка
10. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова
11. Кружевную паутину сплел искусно. Буратино? паук
12. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два? петуха
13. Очень медленно и тихо по листу ползет? улитка
14. Нарушая утром тишь, Распевает в роще.? Соловей
15. В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -? рыба
16. Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж
17. Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?. крот? цыпленок
18. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка
19. Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
20. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? 3 кг
21. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
22. Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.
25. Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.
26. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.
2. Задание Говорун
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
(Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6.
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).
• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
3. “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки. (оценивается по одному баллу за слово
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье..
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
4. “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
• Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
• Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
• Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
• Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
5. Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе. (кто быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл)
• Спички – синички,
• Врач – мяч,
• Значок – крючок,
• Ключи – кирпичи,
• Стол – пол,
• Халат – салат,
• Елка – иголка,
• Белка – стрелка,
• Зайцы – пальцы,
• Яйцо – крыльцо,
• Огурец – продавец,
• Дворец – певец,
• Пирог – творог,
• Ворона – корона,
• Топор – забор,
• Нора – дыра.
6. “Пословицы и поговорки”. Исправьте ошибки в пословицах.
Задание: Найти ошибку и исправить.
• После драки много хромых (Храбрых).
• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
• Пришел, увидел, купил (Победил).
• У каждого своя голова на шее (Плечах).
• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
• Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
• На всякий урок (час) ума не напасешься.
• Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
• Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
7. «Проверьте свою грамотность». Ударение
Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов
. Необходимо проставить в словах ударение. (На это задание дается 4 минуты.
Затем команды меняются листами и проверяют, а ведущий зачитывает правильные ответы. Если все слова написаны правильно, то команда получает 5 баллов. 1 ошибка минус 1 балл.)
Иконопись
глАжение,
квАшение,
крАшение,
обеспЕчение,
сосредотОчение,
газопрОвод,
мусоропрОвод.
каталОг,
пЕтля.
Пока жюри подсчитывает баллы, командам предлагается немного отвлечься.
Мы с Вами посмотрим презентацию «Улыбка»
Оглашение результатов, награждение победителей
Рефлексия. «Солнце и туча».
Если Вам понравился Семинар – практикум, то приклейте лучик к весёлому солнышку. Если не понравился, то к грустной тучке капельку.
Обсуждение Семинара – практикума с коллегами.