Мария Коненко
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования
▼ Скачать + Заказать документы
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования.
Речь – форма общения, опосредованная языком. Виды речи. Речь включает в себя внешнюю и внутреннюю. Внешняя, в свою очередь делит-ся на устную и письменную, а устная состоит из диалогической и моноло-гической.
Внутренняя речь – беззвучная речь про себя и для себя. Это речь фрагментарная, сокращенная (со значительными пропусками). Внутренняя речь типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях (обеспечивает процесс мышления); выполняет функции планирования и ре-гуляции.
Публикация «Виды и функции речи, Эгоцентрическая речь и ее исследования» размещена в разделах
Л. С. Выготский определяет внутреннюю речь как предикативную : опускается как само собой разумеющееся то, о чем идет речь и проговари-вается то, что утверждается. Внутренняя речь не обозначает предмет (не содержит подлежащее, а указывает, какое действие с ним нужно совер-шить. Б. Г. Ананьев: внутренняя речь субстантивна, когда предмет еще не опознан в мысли. С помощью внутренней речи составляется мысленный план будущего высказывания.
Письменная речь – речь с помощью письменных знаков. Чаще ис-пользуется как речь деловая, научная; предназначена для отсутствующего или безличного собеседника. Мотив и замысел письменной речи полно-стью определяются субъектом; отсутствует непосредственное регулирова-ние речи говорящего со стороны собеседника. Пишущий должен самосто-ятельно строить свою речь так, чтобы она была понятной для читателя. Требует развернутого построения мысли, логически связного, системати-ческого изложения. В письменной речи не возможно использование выра-зительных средств, присущих устной речи (интонации, жестов, мимики). Это речь контекстная.
Устная речь - речь, обращенная к живому собеседнику. Понимание возможно с полуслова в силу общности ситуации общения, поэтому в уст-ной речи многое не договаривается. Это речь ситуативная. Устная речь богата выразительными средствами. Для нее не обязательно планирова-ние, т. к. слушатель сам помогает регулировать речь. Если говорящий об-наруживает непонимание слушателя, он тут же перестраивает свою речь.
Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собесед-ников. Она развернута не полностью, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь. Такая речь малопонятна внешнему наблюдателю, не включенному в ситуацию общения. Диалоги-ческая речь может обходиться без собственного мотива высказывания, по-буждаясь вопросом спрашивающего. Грамматическая неполнота диалоги-ческой речи компенсируется также невербальными средствами.
Монологическая речь - достаточно продолжительная речь, произно-симая одним человеком, в которой не участвуют слушатели. В ней обяза-тельно присутствуют мотив и общий замысел высказывания. Монологиче-ская речь не перебивается репликами слушателей, требует предваритель-ного планирования, подготовки. Обычно это лекция, доклад, выступление. Она близка к письменной речи по своей композиционной сложности, за-вершенности мыслей, логике и последовательности. Развитие пись-менной и монологической речи требует специального обучения в школе.
Функции речи :
1. Обозначающая функция речи (сигнификативная, семантическая). Слово обозначает предмет, действие, состояние и т. п. Благодаря речи мир удваивается, и человек может совершать мысленные действия с предмета-ми в их отсутствие. Слово обобщает существенные признаки сходных явлений, относит их к определенной категории. Речь является средством отвлеченного мышления. Семантическая функция речи присуща только человеку.
2. Коммуникативная функция речи. Речь выступает как средство об-щения, передачи знаний, мыслей между людьми.
3. Выразительная функция речь : речь передает чувства и отношения, выражает отношение говорящего к тому, о чем он говорит и к тем, к кому он обращается. Это генетически первичная функция речи. Речь выражает больше, чем обозначает, благодаря выразительным средствам – интона-ции, модуляциям голоса, ритму, паузам, жестам, мимике и т. п.
4. Побудительная функция речи : речь - средство воздействия на дру-гих людей, на их поведение, мысли и чувства. Это также одна из первич-ных функций речи.
5. Регулирующая функция речи. Речь – средство осуществления со-знательного, волевого действия. Человек составляет план и выполняет его. 6. Номинативная функция – указание на то, что имеется в виду, называние предмета, выделение его из ряда других.
Проблема эгоцентрической речи. Ж. Пиаже. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети склонны к эгоцентрической речи - говорят вслух, ни к кому не обращаясь. По его мнению, она не является социали-зированной, не служит общению это речь не для других, а для себя. Явля-ется аккомпанементом к действию. Социализированная речь развивается путем вытеснения эгоцентрической.
Л. С. Выготский считает эгоцентрическую речь переходной от внеш-ней коммуникативной к речи внутренней. Она выполняет интеллектуаль-ную функцию осмысливания и планирования действия. Возникает в ситуа-ции затруднения: сначала описывает затруднения, а затем планирует воз-можный выход из них. Сначала она носит развернутый характер, затем, постепенно сокращаясь, превращается в шепотную речь; через год-два остаются только сокращенные движения губ, свидетельствующие о воз-никновении внутренней речи.
С. Л. Рубинштейн считает, что эгоцентрическая речь социальна. Она не является только речью - мышлением; с ее помощью, не общаясь с дру-гими людьми, человек создает себе социальный резонанс. Это речь с собе-седником, который всегда слушает и всегда соглашается. Эгоцентрическая речь является средством выражения и эмоциональной разрядки. Эгоцен-трическая речь чаще наблюдается в моменты сильного эмоционального напряжения.