Светлана Шиморина
Развитие самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Содержание
Введение…
Глава 1. Теоретические основы позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста…
1.1. Отражение проблемы развития самовосприятия в психолого-педагогической литературе….
1.2. Особенности развития самовосприятия у детей дошкольного возраста….
Публикация «Развитие самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития самовосприятия у детей дошкольного возраста…
Выводы по 1 главе…
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самовосприятия у детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры….
2.1. Выявление уровня сформированности самовосприятия у детей дошкольного возраста…
2.2. Система работы по развитию самовосприятия у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности…
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…
Выводы по 2 главе….
Заключение….Литература….
Приложения….
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что дети дошкольного возраста строят образ самого себя на основе поведения, представленного интроспективными данными о своих переживаниях и последствий поведения в окружающем мире. Формирование адекватной самооценки приводит к позитивному самовосприятию и положительному становлению Я-концепции. При этом Я-концепция у детей формируется на основе информации, получаемой не только в результате самовосприятия, но и социального взаимодействия в окружающем мире. Сам же процесс позитивного самовосприятия является необходимым условием в формировании того же самовосприятия и играет значимую роль в целом в процессе развития личности.
Анализ научной литературы в отечественной и зарубежной психологии позволил выделить психологические особенности формирования самовосприятия. Они заключаются прежде всего в том, что формируются в результате взаимовлияния внешних и внутренних условий, включая принадлежность ребенка к группе сверстников, материально-бытовые условия его развития, и, что особенно важно, взаимоотношения с матерью в первые три года жизни и др. Это означает, что процесс самовосприятия многоплановый, социально и индивидуально ориентированный. Результаты эмпирических данных дали возможность охарактеризовать основные детерминанты, оказывающие значимое влияние на формирование самовосприятия личности в старшем дошкольном возрасте.
Самовосприятие не дается от рождения, это приобретенное свойство личности. Формируется оно под влиянием личного опыта, оценки со стороны окружения, то есть в процессе общения, воспитания и обучения.
Многие ученые отмечают в качестве эффективного средства для формирования позитивного самовосприятия у дошкольников театрализованную деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Театрализованная деятельность – это эффективное средство, которое помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности и самого себя.
Цель исследования: изучить процесс развития позитивного самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования: развитие самовосприятия у детей старшего дошкольного возраста рассказыванию.
Предмет исследования: развитие позитивного самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: использование театральной деятельности способствует эффективности развития позитивного самовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой и опытно-экспериментальной работы сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить отражение проблемы развития позитивного самовосприятия в психолого-педагогической литературе.
2. Провести анализ особенностей развития позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности как средства развития позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста.
4. Продиагностировать уровень сформированности позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста.
5. Апробировать систему работы по развитию позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологическая основа исследования: изучением проблемы развития самовосприятия занимались такие ученые, как Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Н. Н. Поддъяков, К. Н. Поливанова, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. ; использование театральной деятельности в работе с дошкольниками : Я. С. Фурмина, Н. А. Ветлугина, А. В. Щеткин, М. Д. Маханева и др.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической и методологической литературы по проблеме исследования, обобщение и обработка экспериментальной работы; практические: педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей по проблеме развития позитивного самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
База исследования: МБДОУ детский сад «Сказка» № 27 г. Выкса Нижегородской области.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы, приложений.