Лидия Михайловна Сидоренко
Развитие самостоятельности творчества и художественного вкуса на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Развитие самостоятельности творчества и художественного вкуса на занятиях по изо-деятельности.
Человек, сколько он себя помнит, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. А для того чтобы это притворилось в жизнь необходимо развивать самостоятельность творчества и художественный вкус с раннего детства.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Мы должны воспитывать у наших детей смекалку, инициативность, воображение, фантазию – те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Публикация «Развитие самостоятельности творчества и художественного вкуса на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах
«Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты».
Но создание нового не может происходить без активного процесса познания окружающего мира.
Первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла темы на основе восприятия окружающей действительности.
Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны.
Задачи развития творческих проявлений у ребенка дошкольного возраста находятся в зависимости от его возрастных особенностей. Полнота представлений дошкольника о качестве предметов зависит от того, насколько активно действует его анализаторы. К 6-7 годам зрительное и осязательное восприятие у детей развито в достаточной мере и интерес к окружающему повышается.
Большую роль в детском творчестве играет воображение. Известно, что зачатки его у ребенка появляются ещё в дошкольном возрасте.
Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок способен представить то, что не входит в круг предметов, которые он воспринимает непосредственно.
Сначала образ произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослых, а позднее они могут обуславливаться самостоятельным замыслом ребенка.
Элементы творческого воображения проявляются, если перед детьми раскрывается возможность самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, так и технического порядка.
Чтобы подвести дошкольника к самостоятельному замыслу, воспитатель должен узнать возможность развития произвольного воображения и руководить ребенком, направляя его е планомерной творческой работе.
Говоря о процессе формирования воображения в дошкольном возрасте, нельзя не говорить об эмоциональной стороне, которая влияет на возникновение образов в сознании ребенка. Дети эмоционально переживают все, что видят и слышат.
Образ, создаваемый ребенком, обладает вполне определенными чертами выразительности.
«Не сдерживайте творческую фантазию ребят, и тогда возможно через 10 лет не придется пробуждать инициативу взрослых».
Ребенок рождается с желанием познать и преобразить окружающий его мир. Это желание сродни инстинкту до того оно сильно в юном существе. Но вот на него прикрикнули раз, другой, третий и искорка в душе ребенка погасла.
В книге по психологии однажды прочла, что в профессии педагога соединяются около 30 ролей – от шута до просветителя.
На высокую роль просветителя мы легко соглашаемся, на низкую – шутовскую пожимаем плечами - «нет ничего ниже нашего достоинства».
Но если присмотреться повнимательней к детям, разве мы не встречаемся сами с собой, как бы выглянувшие из детства, с давно забытыми проделками и забавами. Давайте сотрудничать с детьми.
Сейчас нам дали право на эксперимент. Правда, надо знать грань, за которой кончается польза и начинается перенасыщение.
Я все время поражаюсь, что изобретатели творят настоящие чудеса, а наглядные пособия мы делаем на уровне собственных способностей и возможностей.
И все же предлагаю несколько образцов (полянка, «веселая клякса»).
Для развития воображения дидактическая игра содержит в себе большие возможности, для этого дидактический материал должен быть ярким, художественно оформленным, доступным.
Творческая работа невозможна без художественного образа. В свою очередь художественный образ звука, движения, вещи может рассматриваться только комплексно в связи с природой, бытом, трудом…
Художественное слово поможет вывести ребенка в яркий мир искусства.
Чаще использовать художественное слово сказки… Оживить их поможет взрослые и детские ловкие руки, а так же фантазия, которая поведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания, творчества.
При отборе текстов и произведений при равных условиях в отношении их литературных достоинств отдается предпочтение тем, которые помещены в хорошо иллюстрированных детских изданиях.
Можно провести инсценировку.
Шире использовать игровой и потешный фольклор (пословицы, поговорки).
Темы заданий формировать так, чтобы они несли в себе замысел. Например:
«В царстве Черного цвета», «Воет ветер, тучи нагоняя…», «В гостях у сказки…».
Послушайте, как можно поднести материал в средней группе «Знакомство с дымковской игрушкой». («Сказка»)
Образный язык сказки надолго западает в душу ребенка, его сознание.
Живой образ будет будить его сознание, побуждать к творчеству.
Необходимо запомнить правило: «В любой работе ребенка найти своеобразие и всегда похваливать, а в случае неудачи поддерживать».
Знакомить детей с произведениями высокохудожественными. Не бояться, что ребенок вас не поймет или данное произведение. Дети очень талантливы и впечатлительны. Учить держать рабочее место в порядке, иметь необходимые пособия, оборудование. Термин «детское творчество» в настоящее время применяется к старшим дошкольникам, что касается детей 2-5 лет, то в процессе изодеятельности при соответствующем руководстве у них тоже возникнут поиски выразительности элементов создаваемого образа.
В связи с тем, что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее, зависит от того, насколько они свободно владеют техникой, на эту сторону следует обращать большое внимание.
Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретают его работы.
Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили на занятиях, кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечит планомерность усвоения знаний.
Задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определенном соотношении с задачами обучения. (Программа Кучеровой Т. Н. «Дерево», «Путешествие»).
Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения, в первую очередь теми, которые стимулируют проявления самостоятельности, активности, инициативы детей, которые развивают детскую фантазию и представления.
1) Ставить задачи на сообразительность. (Собери из «и» машину, «Мозаика», что из этого может получиться).
2) Сотворчество и показ, отсутствие показа при выполнении знакомых приемов.
3) Заинтересовать детей, наводящие вопросы.
4) Игровые приемы, обыгрывание.
5) Использование «Живых картинок», диафильмов и т. д.
6) Обогащение детей информацией, умениями и навыками, впечатлениями.
7) Знакомство с высокохудожественными произведениями.
8) Поощрения.
Складывающиеся интересы, художественные способности выступают как предпосылки к возникновению творчества.
Содержание самостоятельности
изобразительной деятельности.
Художественное воспитание ребенка происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Важную роль в этом играет самостоятельная изобразительная деятельность. Ребенок использует полученный на занятиях художественный опыт, переносит усвоенные знания, умения, навыки, действует в новых необычных условиях.
Большое значение самостоятельная изобразительная деятельность имеет для воспитания чувства коллективизма, воспитывать у детей доброжелательное отношение к друзьям, умение договориться между собой, сделать работу как можно лучше.
Источником самостоятельной деятельности являются впечатления от воспитания окружающей действительности, искусство (изобразительное, музыка, литература). Посещение театра, кино, цирка, просмотр ТВ передач способствует созданию ребенком выразительных образов.
Воспитателю необходимо наблюдать за самостоятельной изобразительной деятельностью и видеть особенности её проявления у отдельных детей.
Следует уделить большое внимание и оборудованию для самостоятельной деятельности.
Необходимо выделить место для её развертывания (особенно удобен ленточный стол, шкафчик для хранения материалов (они располагаются так, чтобы детям удобно было их брать). Следует иметь произведение изобразительного искусства.
В зоне изобразительной деятельности имеется так же доска, на которой дети рисуют мелом или цветными мелками. Хорошо иметь мольберт-тогда ребенок, стоя перед большим листом бумаги, может создавать интересные композиции.
Использование более широкого ассортимента материалов обогатит самостоятельную изобразительную деятельность. Применение гуаши, акварели, темперы, туши, цветной пастели, введение в работу детей ткани, керамической глины и плиточки, цветной синтетической пленки требует с одной стороны, освоения незнакомых приемов, с другой – открывает новые возможности воплощения.
Дети могут заниматься самостоятельной изобразительной деятельностью в течении 10-15 минут, так как заканчивать рисунки, лепку, аппликацию они могут и в последующие дни, неоднократно возвращаясь к ним. Руководство этой деятельности требует от воспитателя большей чуткости, внимания к интересам и замыслам детей, создавая условия для развития их творческих способностей.