Приложение МААМ

Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Евгения Нечаева
Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Актуальность проблемы состоит в том, что современные дети мало знают о своём городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение. Поэтому работа воспитателей по патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи. Чтобы у детей появилось чувство любви к Родине недостаточно знаний, получаемых в процессе познавательной деятельности, нужна система воспитательно – образовательной работы по патриотическому воспитанию, основанная на сотрудничестве педагогов, воспитанников и родителей.

Функции семьи в патриотическом воспитании детей: привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков. Формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии. Осознание таких понятий, как «Малая Родина», «Родная земля», «Родной язык», «Моя семья», «Мой дом». Цель взаимодействия: повышение уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания ребёнка (расширение кругозора в части представлений о себе, гендерной принадлежности, семье, родном крае, государстве, мире, патриотического отношения к малой Родине, любви к родному краю, интереса к её историческому прошлому и настоящему). Каким образом? Обращайте внимание ребёнка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Тематические блоки работы с дошкольниками по воспитанию чувства патриотизма: «Здравствуй, это я!», «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна», «Традиции».

Блок «Здравствуй, это Я!»: Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Показать разнообразие имен.

Организованная деятельность.

Средняя группа: Хороводные игры: «Ты скорее, Таня, спрячь …», «Узнай по голосу». Досуг «Именины», «Праздник имени».

Старшая группа: Проект «Моё имя». Д. И. «Наши имена» Подготовительная группа: Дидактические упражнения: «Я и Вселенная», «Составь собственный герб». Альбом «Это я!», «Кем я буду?»

Блок «Моя семья»: Воспитывать любовь к родному дому, своей семье. Учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага. Организованная деятельность Средняя группа: Знакомство с составом семьи. Оформление семейного альбома. Дидактическое упражнение «Расскажи о своей семье». Создание уголка уединения с семейными фотографиями.

Старшая группа: Проекты: «Моя семья», «Семейные традиции: досуг, коллекции». Фотоальбом «Один день в нашей семье». Подготовительная группа: Альбом «Дружная семья». Проекты: «Герб», «Семейные традиции». Посещение городских выставок, музеев.

Блок «Мой детский сад»: Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес. Воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке.

Организованная деятельность Средняя группа: Фотоальбом «Я и мои друзья». «Наши дни рождения!»

Старшая группа: Выставка детских работ «Мой любимый детский сад». Альбом «Маршрут от дома до детского сада». Подготовительная группа: Альбом с рассказами «Мой самый лучший друг».

Блок «Мой город»: Познакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе. Дать представление о транспорте города, его природе. Формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города. Организованная деятельность Средняя группа: Уголок «Мой город». Д/и «Собери картинку». «Выложи силуэт».

Старшая группа: Уголок «Мой город». «Лабиринты». Д/и «Найди - чья тень».

Подготовительная группа: Уголок «Я живу в.». Альбом «Мой любимый Город». Макет микрорайона. Альбомы для рассматривания во всех возрастных группах.

Блок «Моя страна»: познакомить с государственной символикой России. Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество). Познакомить с картой, глобусом. Познакомить с праздниками. Организованная деятельность Средняя группа: Альбомы для рассматривания «Столица нашей Родины - Москва».

Старшая группа: Альбом «Города России». «Защитники России». «Профессии». Подготовительная группа: Альбом «Широка страна моя родная». «Промышленность», «Достопримечательности». Выставка рисунков «Моя Родина - Россия».

Блок «Мои традиции»: Развивать у детей художественный вкус, творческие способности. Воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику. Организованная деятельность: Праздник «Осенины». Праздник «Масленица». Праздник «Пасха». День Наума-граммотника. Альбомы народно-прикладного искусства. Выставки детских работ. Мастер-класс по изготовлению кукол. Знакомство с устным народным творчеством.

Формы работы с детьми и родителями.

Традиционные: Экскурсии. Прогулки. Совместная образовательная деятельность. Праздники и развлечения. Вечера встреч. Туристические походы. Родительские собрания. Заседания круглых столов. Посиделки. Субботники. Консультации. Наглядная агитация. Анкетирование. Выставки. Фотовыставки. Викторины. Создание альбомов.

Нетрадиционные: Семейные клубы. Родительская почта (электронная). Телефон доверия. Совместные проекты. Планируемые результаты.

Дети знают:

• Домашний адрес.

• Место работы родителей.

• Историю возникновения города, края.

• Предприятия родного города.

• Символику и достопримечательности города и края.

Вывод. Патриотизм – это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства. Привлечение родителей к проблемам нравственно-патриотического воспитания и развития детей, применение в работе разнообразных методов, форм, создание определённых организационно-педагогических условий способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях и создаёт благоприятные условия для патриотического воспитания дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Федеральный Закон N 273, Об Образовании в Российской Федерации // Российская Газета. - М. : - 31 .12. 2022 - №5976.

2. Викулина, М. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ М. А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н. Н. : Нижегородский гуманитарный центр, 2005.- 138с.

3. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М. : Просвещение, 2006. - 144 c.

4. Козлова С. А. Дошкольникам о родной стране; Академия - Москва, 011. - 414 c.

5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ; ТЦ Сфера, 2009.-96с. - (Синяя птица).

6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/С. В. Петерина. - М. : Просвещение, 2018. - 96с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО Сегодня мы поговорим об организации работы по патриотическому воспитанию в соответствии ФОП в детском саду. Патриотическое воспитание дошкольников.

Лэпбук «Моя Родина — Россия» как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Моя Родина — Россия» как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Моя Родина – Россия». Патриотическое воспитание сейчас – одна из главных ценностей в системе российского образования. Чтобы воспитать.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 10:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Нечаева (УИ 1064496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД