Татьяна Данилова
Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
2.2. ПУТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Темочки:
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступающих в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложнокоординированных движений ведущей руки. Обращает также на себя и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики.
В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие тонких и сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук [27].
Подготовительную работу следует начинать в три – четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.
Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Необходимо позаботиться об успешности деятельности ребенка, подкрепить его интерес к буквам, книгам.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [26].
Развитию мелкой моторики способствуют следующие задания.
Пальчиковый игротренинг. Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них [1; 12; 24; 44]. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи [22].
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится контролировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми упражнениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается фантазия и воображение.
7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение письмом [27].
«Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. [6].
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 7 минут.
Педагогу рекомендуется знакомить детей с такими упражнениями и играми в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера. Надо стремиться к тому, чтобы дети, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем [22].
Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов : семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых [40].
Вырезывание ножницами. Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.
Действия рук с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев. Дети держат листок по линии сгиба, вырезают контур половины, а затем, развернув листок, получают изображение целого предмета. Задача вырезать лишь половину предмета требует особого пристального контроля за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации.
Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезывания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие [18].
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче выучиваются писать.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Больше всего подготовке руки способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4 – 5 лет, а из целого куска (в лепке, одной линией контура (в рисовании, аппликации). В лепке примерами таких занятий могут быть «Птицы» - по мотивам дымковских игрушек (из целого куска глины, пластилина, лепка фигуры человека, животных в движении (из целого куска). В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают на глаз [32].
Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии и другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны [55].
Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительных задач: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма [7].
По мере того, как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения – более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко остановить движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).
Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, оригами. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки.
На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.
Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т. е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.
Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках [40].
Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности. Большим корекционно-развивающим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в детском саду виды детской продуктивности (рисование, лепка, аппликация, плетение, конструирование, а также и нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые в практике воспитателей: сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; вышивание цветной тесьмой по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии отверстиями; ниткопись – вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения. ; пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.
Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают педагогу широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате, занятия на трапеции способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия [35]. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами деятельности (рисование, графическая подготовка, лепка) заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, так как все упражнения носят большей частью игровой характер [54].
Итак, плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.