Елена Козенкова
Развитие мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у дошкольников.
Как обеспечить полноценное развитие ребёнка? Этот вопрос волнует в равной мере и родителей, и педагогов. Издавна известно, что развитие руки ребёнка очень тесно с развитием речи и мышления. Недаром Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки», «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостаточное развитие этих составляющих может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Именно поэтому у дошкольников важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 67 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Следовательно, развивать мелкую моторику нужно начинать задолго до поступления в школу, с самого раннего детства.
С младенческого возраста можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками и стихами, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте должна проводиться работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, как часть подготовки к школе.
Существует достаточно большой спектр упражнений и игр для развития мелкой моторики у детей.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Рвать бумагу.
Развертывать «сюрпризы» (предметы, завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
Пересыпать крупу - ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
Учиться собирать губкой воду со стола и выжимать её.
Игры с песком - учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
Игры с прищепками.
Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды
Переливать воду стаканчиками (например, во время купания).
Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
Учиться открывать и закрывать баночки с крышечками.
Маленькие резиночки - учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки.
«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках.
Массировать пальчики массажным мячиком.
Игра с пуговицами, камушками, бусинами и т. п. (обязательно под присмотром взрослых).
Застегивать-расстегивать липучки на обуви или одежде.
Конструкторы являются прекрасным инструментом для развития детских пальчиков. В наборах по типу «Лего» ребенку приходится соединять мелкие детали, для этого нужна сила и хорошая координация движений. Не менее полезны и «железные» конструкторы, где есть масса винтиков, гаечек, которые нужно закручивать, чтоб соединить детали.
Мозаики. Сейчас немного подзабыта такая полезная игра, как мозаика. А ведь она не только требует определенных навыков, чтобы справляться с мелкими деталями, но и развивает фантазию, образное мышление, внимание и усидчивость.
Зато сейчас промышленность предлагает в изобилии наборы для творчества. Необходимость нанизывать бусины, крепить бисер, блестки или другие мелкие детали, выкладывать рисунок песком, солью, рисовать витражными красками, плести косички, завязывать узелки - все это большой плюс для развития моторики рук.
Лепка - одно из самых полезных и интересных занятий для ребенка. Можно начинать со специальных мягких смесей или с соленого теста. Позже, когда пальчики окрепнуть переходить на обычный пластилин. Раскатывайте колбаски, мелкие и крупные шарики, лепите фигурки животных, предметы, делайте картины из пластилина, - главное, чтобы ребенку было весело и интересно.
Аппликация. Помимо всем знакомой аппликации из бумаги, есть еще масса других вариантов. Можно сооружать картины или объемные фигуры из различных материалов: круп, семечек, сушеных листьев, желудей, каштанов, мятых салфеток, ваты, макарон.
Пальчиковая гимнастика.
Приступая к пальчиковым играм, следует помнить что:
- выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой,
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением,
- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша,
- нельзя ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст,т. к. объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре,
- необходимо стимулировать подпевание детей, "не замечать", если они поначалу делают что-то неправильно, поощрять успехи.
Вот несколько пальчиковых игр.
Апельсин:
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа,
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Гости:
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа (большой и безымянный)
Рада Снежана. (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик, (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку,
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку.
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки,
И захлопали в ладошки!
Дом:
Стук -стук- постук, раздается где то стук. (стучат кулачками)
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Комар:
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Систематически используя игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, вы добьетесь значительных результатов в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.