Светлана Федоровна Дроздова
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Дроздова Светлана Федоровна, воспитатель подготовительной группы детей с ЗПР № 7, «Умняшки», ГКДОУ № 142,
г. о. Мариуполь ДНР.
ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий, практико-ориентированный.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: художественно-эстетическая.
ТИП ПРОЕКТА: среднесрочный (2 месяца, групповой.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА (ВОЗРАСТ) : воспитатель и воспитанники группы. Возраст участников 6 – 7 лет.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
ЦЕЛЬ (ПРОБЛЕМА) : ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию мелкой моторики, а также обучению детей этим техникам, для дальнейшего использования в образовательной и самостоятельной изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ: 1. Формировать у детей позитивное отношение к рисованию, к творческому выражению.
2. Ознакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию мелкой моторики детей.
3. Использовать в рисовании элементов кинезиологии, для активизирования отделов коры больших полушарий головного мозга.
4. Развивать творческие способности, побуждать ребенка экспериментировать, поощрять и поддерживать творческие находки.
5. Воспитывать в детях уверенность в себе, умение радоваться любым своим результатам и результатам своих товарищей.
6. Создать условия и техническое обеспечение для развития мелкой моторики детей в процессе изобразительной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Положительная динамика развития мелкой моторики, координация движения рук, согласованное (одновременное) движение рук. Проявление стойкого интереса к нетрадиционным техникам рисования и желание их использовать как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной творческой деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
«Чем больше уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
сложнее движения, ярче творческая стихия детского
разума. А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают все больше значения, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребенка; главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и уровня развития речи.
Отставание в развитие тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Все это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук.
В работах В. М. Бехтерева доказано, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования – это именно тот вид деятельности, который развивает ручную моторику рук ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формирует творческий потенциал, совершенствует коммуникативные навыки.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру».
М. Шклярова
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультации – «Так ли важно рисовать в жизни ребенка»
«Полезные советы для родителей маленьких художников».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: изучение методической литературы по данной теме. Формирование проблемы, цели, задач, актуальности.
2 этап – РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА: поиск решений задач проекта.
3 этап – ОСНОВНОЙ: практическая реализация проекта.
4 этап - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: презентация в виде детских работ, фото занятий.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Дата проведения Тема роботы
Техника рисования, цели и задачи
05.09.2024 «Ладошка превращается…» Рисование ладошками.
Цель: ознакомить детей с техникой печатанья одной ладошкой или двумя ладошками одновременно. Вызвать эмоциональный отклик от нетрадиционного рисования.
Задачи: развивать мелкую моторику детей; развивать творческую фантазию, воображение при создании образа из отпечатка ладошки (добавляя необходимые элементы).
12.09.2024 «Пряничный домик» Пластилинография (рисование пластилином на картоне).
Цель: продолжить развивать мелкую моторику детей; разнообразить материалы, которыми можно рисовать, воплощать свои фантазии.
Задачи: закрепить знание детей о качествах пластилина (мягкий, эластичный); закрепить технику лепки – раскатывание, примазывание, расплющивание.
19.09.2024 «Морской пейзаж» Рисование крупой – манка
Цель: знакомить детей с разнообразием материалов и техник для рисования.
Задачи: предложить детям рассмотреть манку, описать ее физические качества и сделав вывод, что манка сыпучая использовать это свойство для рисования;
активизировать, промассажировать мочки пальцев используя качества манки;
научить работать с клеем, как основой под рисование.
26.09.2024 «Разноцветные мячи» Одновременное рисование указательными пальцами обеих рук (элементы кинезиологии).
Цель: продолжить формировать представления детей о разнообразии техник рисования; ознакомить с техникой рисования одновременно двумя руками сразу, для улучшение работы коры головного мозга.
Задачи: развивать чувства ритма, цвета; закрепить понятие «узор» ; учить координировать движения рук.
04.10.2024 «Колючий колобок – ежик» Рисование вилкой.
Цель: вызвать у детей радостное,веселое чувство от встречи с необычным предметом для рисования – вилкой, ознакомление с техникой рисования столовым прибором.
Задачи: закрепить правила работы с острыми предметами; ознакомить с техникой рисования вилкой (прикладывания, мазок к себе и от себя, длинный – короткий мазок); закрепить навыки аккуратной работы с краской.
10.10.2024 «Сентябрины»
(цветы) Рисование тычком «звездочкой» из коктейльной трубочки, разрезанной на конце на тонкие полоски.
Цель: вызвать у детей радостное,веселое настроение от встречи с необычным предметом для рисования – коктейльная палочка, превращенная в цветок; заинтересовать дальнейшей работой.
Задачи: учить правильно держать тычок – строго вертикально; аккуратно, немного набирать краску, делать четкий отпечаток, слегка прижимая к бумаге (можно провернуть тычок влево-вправо, но тогда рисунок получится другой); учить создавать композицию из нескольких цветов, красиво располагая их в букете.
17.10.2024
«Осенние листья» Техника «Фроттаж» - натирание рисунка по рельефной подложке.
Цель: ознакомить детей с техникой «фроттаж», научить работать с восковыми мелками.
Задачи: развивать умение прилагать достаточное усилие для перенесения рельефа; контролировать степень нажима.
24.10.2024
«Красивое блюдце»
Рисование крупой (гречка, рис, пшено) на пластине покрытой пластилином
Цель: развитие дифференцированных движений пальцев рук. Воспитывать позитивное отношение к рисованию.
Задачи: развитие мелкой моторики, тактильно-двигательного восприятия; развитие усидчивости, старательности, аккуратности в работе; развитие творческого воображения.
31.10.2024 «Хризантемы» Рисование (оттиск) надутым кульком.
Цель: довести до понимания детей, что мир творчество разнообразный и очень интересный. Ознакомить детей с техникой рисования надутым кульком, завязанным изнутри. Продолжить формировать интерес к рисованию.
Задачи: учить детей подготавливать средство рисования (завязывать кулёк, надувать его и крепко удерживать); делать красивые оттиски, формируя букет; развивать художественное восприятие.
Литература
1. Давыдова Г. И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. Жукова О. Г. «Планирование и конспекты по изодеятельности для детей раннего возраста», М: Айрис-пресс, 2008 г.
3. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». – СПб. : КАРО, 2010 г.
4. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Москва, изд-во «Карапуз – Дидактика», 2007 г.