Ольга Иванова
Ранняя диагностика и дальнейшая коррекция речевого развития у дошкольников младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Речевое развитие» в младшей группе (по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Ранняя диагностика и дальнейшая коррекция речевого развития у дошкольников младшей группы» размещена в разделах
Основные цели и задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Возрастные особенности
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т. д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Для диагностики речевого развития были использованы следующие педагогические методы: индивидуальная беседа (ребенок должен был ответить на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения). Метод наблюдения, игровые тестовые задания: совместное рассматривание игрушек, сюжетных картинок;
использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя;
называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него;
может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Современное общество стремительно осваивает новые технологии и коммуникации. Дошкольное учреждение представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать четко и бесперебойно.
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ.
Практическая часть
Сегодня, я представлю вам те варианты интерактивных игр, которые использую в своей практике.
Обычно я использую интерактивные игры Интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО» во второй половине дня для отработки уже имеющихся знаний и навыков.
Интерактивные игры на занятиях охватывают все аспекты развития речи, такие как:
фонематический слух;
звуко-буквенный анализ;
грамматические навыки;
лексический запас;
связная речь;
обучение чтению;
игры на активизацию мышления, внимания, памяти;
печатные материалы для продолжения занятия вне компьютера.
Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу воспитателя более эффективной и интересной. Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия.
1. «Игрозвуки». Подражание речевым звукам
2. «Кто сказал Му». Голоса животных и птиц
3. «Кто что делает». Глагольный словарь.