любовь орлова
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
▼ Скачать +Заказ
Слайд1Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» и я воспитатель 1 категории Орлова Любовь Константиновна.
Тема работы «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».
Слайд2В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155)
Публикация «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений» размещена в разделах
Слайд3Одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Слайд4Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения - пространство, где взаимодействуют друг с другом субъекты образования : педагоги, родители и дети. Ребёнок, как член социума, включен в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок, «перемещение в чужую субъектность».
Слайд5Значимым является утверждение Л. С. Выготского «Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка : с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой – делать то, что интересно».
Слайд6Педагогами дошкольного учреждения разработана и внедряется программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «С верой в будущее».
Слайд7Проект «Духовно-нравственное воспитание детей и взрослых» определяет основные направления инновационной деятельности учреждения: изучение культуры, истории и традиций родного края, воспитание качеств гражданственности и патриотизма у всех субъектов образовательного процесса.
Слайд8 Программа ориентирована на:
- обновление содержания духовно-нравственного воспитания на основе отечественных и национальных традиций, современного опыта;
- обеспечение многомерности и интеграции образовательного процесса.
- повышение общественного статуса образовательного учреждения;
Отличительной особенностью данной программы является ее комплексность, историческая и краеведческая направленность, учет православных традиций.
Слайд9Она дополняет основную образовательную программу дошкольного образования по содержанию пяти образовательных областей.
В основу построения программы положена идея интеграции содержания вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи духовно-нравственного развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).
Слайд10Так как же осуществляется работа по одному из принципов ФГОСа на основе проекта «Духовно-нравственное воспитание детей и взрослых»?
Совместная деятельность – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и детей) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.
Слайд№11Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую, групповую формы работы с детьми и осуществляется как в виде ООД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Слайд№ 12Девиз ООД: : «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
Слайд№13 Игры викторины помогают педагогу организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти доступные для ребенка поводы для общения. Ребенок говорит то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими
Слайд№14-15Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и в этом нам помогают праздники, которые мы проводим реализуя проект по духовно- нравственному воспитанию: «ОЙ ты масленица» «троица» «Благовещение» и т. д.
Хочу обратить ваше внимание, что в организации совместной партнерской деятельности используются три формы: и одна из них обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей.
Слайд№16Данная форма взаимодействия хорошо прослеживается в культурно -позновательном направлении данной программы. В проведении экскурсий, встреч с интересными людьми, в викторинах, где действия детей в совместной деятельности с педагогом: активно играть, осуществлять контроль, взаимоконтроль, проявлять заботу друг о друге, искать и находить решения, выражать собственные мысли.
Слайд№19 Действия взрослого в совместной деятельности с детьми поощрять детей, предоставляет возможность для сотрудничества детей, наблюдать за детьми во время выполнения заданий, инициировать поиск ответов на вопросы самих детей
Слайд№20-21-22 Ещё одна форма организации совместной партнерской деятельности это открытые совместные действия. Здесь возникают партнерские отношения, субъект-субъектное взаимодействие. Целостное социально-личностное развитие ребенка, освоение духовно-нравственных традиций предусматривает активное участие родителей в образовательном процессе. Традиционно детский сад проводит микрорайонные праздники «День защиты детей», «День рождения города», принимает участие в чествование ветеранов у Вечного огня ко Дню Победы, празднование Дня матери, участии в акциях «Помоги птицам», «Дарим добро» - изготовление подарков для детей приюта, организации «Благотворительной елки для детей с ограниченными возможностями здоровье».
Открытость означает, что ребенок не только участвует, но и влияет на происходящее.
Слайд№23 Важно, чтобы между воспитателями,родителями и детьми было взаимное уважение. Для этого в детском саду создан Ресурс расширения системы сотрудничества ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК с помощью мобильной сети «ВАЙБЕР» где воспитатель делится успехами воспитанников с другими родителями и дети гордятся своими маленькими победами и поступками. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Слайд№24-25 Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы. Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Слайд№26 Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской деятельности по её усвоению. Здесь большое внимание уделяется индивидуальным проектам детей.
Слайд№27 Я акцентирую внимание детей на интересных тех или иных фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
Слайд№28 Ответы детей фиксирую наглядно (лист ватмана, интерактивная доска, используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса.
Слайд №30Когда все взрослые и родители и специалисты и педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.
Слайд №31 "Дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их способности и возможности. Здоровые сверстники вырастают более толерантными, общительными, творческими, общительными, творческими, уверенными, менее тревожными и агрессивными, чем дети в обычных детских садах.
Инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения
Слай№33Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать ВЫВОД: В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом. Значит, главной характеристикой совместной деятельности взрослого и ребенка является отношение к ребенку как субъекту деятельности, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, которому мы создаем условия для развития